Благородные разбойники

Благородные разбойники, которые существовали на самом деле

Благородные разбойники

«Моя Планета» рассказывает о преступниках, которые превратились в живые легенды подобно Робин Гуду и Дубровскому. Хотя далеко не все они Дубровские. Почему же так?

_>>_ Самые странные правила поведения

Мафиози и сепаратист: Сальваторе Джулиано

Италия

1922–1950

Сальваторе Джулиано мог бы стать голливудской звездой — итальянские газеты середины века пестрели его портретами. Еще бы: красавец, храбрец, да еще невероятно щедр. Правда, немножко убийца и вор, но ведь так воюет за своих!

Биография бандита и сепаратиста началась в 1943 году, когда 21-летний Сальваторе, пойманный с зерном, предназначавшимся для продажи на черном рынке, убил карабинера, ушел в горы и собрал там шайку бандитов-националистов, действовавшую под лозунгом «Сицилия для сицилийцев». Помогая бедствующим виноградарям, одиноким женщинам (коих после войны осталось немало) и прочим нуждающимся, он стал практически народным героем. Песни в его честь на улицах сицилийских городков не умолкали.

Горы он знал лучше любого из тех, кто его искал. Имел несколько двойников.

Поймать его было невозможно, в том числе и потому, что шайка его действовала по закону «Омерта»: «Покинуть организацию можно только через смерть». Водился за Джулиано и другой грешок — тщеславие.

Впрочем, родину свою любил. По-своему. И даже дважды писал североамериканскому лидеру Гарри Трумэну с предложением включить Сицилию в состав США в качестве 51-го штата.

В 1950 году 27-летний Сальваторе Джулиано был предан двоюродным братом и убит при попытке задержания. Впрочем, в вышедшей в 2010 году книге воспоминаний внука Сальваторе Пино Шортино Джулиано автор утверждает, что дед был тайно вывезен с острова и спокойно дожил до старости в США.

Книга произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Останки Джулиано, покоившиеся на сельском кладбище в Монтелепре, к югу от Палермо, эксгумировали и обнаружили, что похороненный человек «не похож» на свои прижизненные фотографии… Похоже, пора снимать сиквел вышедшего в 1962 году фильма «Сальваторе Джулиано».

Герой Болливуда: Вираппан

Индия

1952–2004

В 18 лет представитель одной из низших каст Куси Мунисвами Вираппан сбежал от тяжелой жизни в джунгли, примкнув к лесной группировке.

Члены шайки занимались браконьерством и торговлей слоновой костью, а также вырубкой сандалового дерева.

Спустя 20 лет у Вираппана была собственная банда, а подведомственная территория насчитывала несколько тысяч квадратных километров джунглей в южной части страны.

Карательные отряды полиции и армии в районе практически не переводились, но ликвидировать шайку не могли. Вираппан проявлял чудеса щедрости, раздавая бедным деньги и землю на подконтрольной территории.

Поймать опытного разбойника, которому помогают местные жители, в непролазных джунглях? Нереально! Допросы «с пристрастием» лишь усугубляли дело, настраивая население против властей. Лишь в 2004 году в результате спецоперации бандит был ликвидирован.

На похороны собралось более 20 000 человек.

И хотя на совести Вираппана убийство 130 полицейских, уничтожение 2000 слонов, а также контрабанда сандалового дерева и слоновой кости на суммы в миллионы долларов, простые индийцы до сих пор считают его борцом за справедливость. В 2016 году о жизни самого известного бандита Индии Болливуд выпустил художественный фильм.

Венгерский освободитель: Олекса Довбуш

Украина — Венгрия

1700–1745

Четыре сотни лет в Карпатах существовало народное движение повстанцев — опришков.

Отряды действовали на территории Галиции, Закарпатья и Буковины, ведя борьбу за отмену крепостного права и постоянно нападая на владения крупных феодалов.

История лучше всего сохранила имя одного из них — Олексы Довбуша. Тот отличался храбростью и щедростью, поэтому и остался в памяти народа как защитник крестьян.

https://www.youtube.com/watch?v=rdyb4luSI-U

Совершая дерзкие набеги на местную шляхту, банда Довбуша грабила их и уходила в горы. Порой они ночевали на хуторах, при этом щедро одаривая пастухов подарками. Население Олексу и его «хлопцев» любило и оказывало им всяческую поддержку — это была единственная сила, противостоящая ненавистным дворянам.

Кстати, в народе до сих пор ходит легенда о спрятанном где-то в горах кладе Довбуша (хотя ответственными за поддержание жизнеспособности легенды, скорее всего, можно назвать современных гидов). Погиб Олекса, как и подобает лихому парню: его застрелил муж крестьянки села Космач.

За дело, надо сказать…

В пользу бедных: Юрай Яношик

Словакия

1688–1713

Двумя десятилетиями ранее по другую сторону Карпат наводил страх на аристократов другой «борец за равноправие» — Юрай Яношик. «Богатым брал, бедным давал» — именно таким сохранился образ Яношика в польской, чешской и словацкой литературе.

Налеты Юрая отличались дерзостью и невероятной скоростью. Он перекрывал горные дороги, обчищал карманы, грабил транспорт незадачливых путников и молниеносно скрывался.

Отсиживался по деревням и щедро платил хозяевам за постой. Но в 1713 году его все-таки сдал властям член банды.

В Кленовце 25-летний Робин Гуд был схвачен и после короткого содержания повешен на крюк в замке Липтовски-Микулаш.

Разбойник-полиглот: Скотти Смит

Южная Африка

1845–1919

Шотландец Джордж Сент-Лежер Гордон Леннокс имел на жизнь большие планы. Прибыв в ЮАР в надежде разбогатеть, он устроился было на военную службу, но через пару лет понял, что мечта грозит остаться мечтою.

Тогда, оставив казарму, он взял себе прозвище Скотти Смит и отправился в соседнюю Ботсвану (в то время — Бечуаналенд), где пустился во все тяжкие.

Контрабанда алмазов, кража лошадей, ограбления на шоссе — вот лишь немногое из его послужного списка.

Скотти был прирожденным актером и, помимо английского и шотландского языков, в совершенстве владел немецким, африкаансом и местными диалектами. Это делало его практически неуловимым. Истории о его общении с полицией сделали Смита настоящей легендой в глазах африканцев и буров.

Так, будто бы во время обыска Скотти угощал полицейских чаем из чайника, на дне которого были спрятаны алмазы. В другой раз разбойник заставил некоего фермера отвести его в полицейский участок. Фермер получил положенную за поимку Смита награду, а преступник к вечеру уже сбежал из тюрьмы.

При этом Джордж-Скотти активно помогал местным жителям, особенно женщинам с детьми.

Его так и не поймали. Последним крупным делом Смита была торговля скелетами бушменов, которые он поставлял в музеи по всему миру. Умер Скотти в 1919 году в городе Упингтон во время эпидемии гриппа. Ему было 72 года.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38913966-blagorodnye-razboyniki-kotorye-suschestvovali-na-samom-dele/

Топ-10

Благородные разбойники
Пираты – это, конечно, круто. Но на морях вообще грабить и бандитить легче – попробуйте на суше от кого-нибудь убежать после того, как что-то хапнули.

Но история разбоя сухопутного тоже полна разнообразными “героями”. Есть среди них те, кто заслужил (оправданно, или нет) в народе славу “благородного разбойника”, “Робина Гуда” своих “нацкультур”.

Топ-10 реальных “благородных разбойников” (в хронологическом порядке)

1. Исикава Гоэмон, ака Гоэмон Исикава (1558-1594). Странно, но единственный японский разбойник, который делился с бедными – как-то это там не принято было. Видимо, поэтому Гоэмон – личность практически легендарная, о нем достоверно известно только то, что он герой баек и историй.

Был синоби (то есть ниндзя), учился у самого Хаттори Хандзо. Но решил, что лучше красть у богатых и немного отдавать бедным, чем служить кому-то другому. Говорят, один раз обокрал самого Тоётоми Хидэёси (или вообще хотел его убить, но передумал). Когда его поймали – сварили живьем в кипятке.

Юмористичные японцы в его честь называют ванну с подогревом “гоэмонбуро“.

2. Григор Пынтя, ака Храбрый (1670-1703). Уникален тем, что одинаково “наследил” и в Румынии, и на Украине, так что считается и гайдуком, и опришком. В отличие от “всех этих люмпенов” – дворянин, знал несколько языков, учился военному делу.

Служил в австрийской армии, но “закипел негодованием против эксплуататоров” и сколотил банду, грабившую… купцов. Когда его поймали – обещал награбленное вернуть, вышел, но слова не сдержал. Когда началось движение куруцев (см. ниже), примкнул к ним.

Насчет его смерти нет ясности – то ли его, по “робингудскому” обычаю, убили подельники, то ли он был ранен и попал в плен, а затем австрийцы его расстреляли. В одной церкви до сих пор висит его кольчуга.

3. Роберт МакГрегор, ака Роб Рой Кэмпбелл (1671-1734). Человек с настолько извилистой и подробной биографией, что пересказывать ее в двух словах бесполезно – он и похититель скота (катеран), и якобит, и шпион, и, как считают некоторые историки, двойной агент.

Но в фольклоре он остался из-за почти 30-летней войны с герцогом Монтрозом, присвоившим его родовое поместье. Роб обирал арендаторов герцога (всё тем же скотом), а потом устраивал публичные раздачи этого скота другим шотландцам.

Ну и вообще было много всего в этой вендетте – аресты, побеги, перестрелки в горах и даже кровавая дуэль…

4. Юрай Яношик (1688-1713). Герой легендарных сказаний аж в трех странах – Польше, Венгрии и Словакии. Словак, участник движения куруцев – сторонников Ференца Ракоци.

Попал в плен, перешел на службу в австрийскую армию, дезертировал и связался со збойниками – словацкими бандитами, орудовавшими в Татрах, возглавил одну из самых известных шаек. Крали коней, грабили путников, даже как-то убили попа (впрочем, в этом Юрай не признавался даже под пытками). Один раз был схвачен, но бежал.

Как водится среди благородных бандитов, был предан одним из своих товарищей, схвачен во время визита к любовнице, осужден и казнен подвешением за ребро (эх, гуманизьм…).

5. Олекса Довбуш (1700-1745). В Карпатах тоже были свои местные бандиты – опришки. Самый известный из них – Довбуш. Его отряд “грабил богатых укро-венгро-поляко-румын и кое-что отдавал бедным”. Согласно еврейским легендам, однажды ему помог сам основатель хасидизма – Бааль Шем Тов (в чем явно видна рука ЗОГа).

Сперва промышлял с братом Иваном, но как-то у них случился особо сильный спор “по поводу одного места из блаженного Августина”, и Иван хватил Олексу валашкой (топориком на длинной рукояти) по ноге, после чего Довбуш всю жизнь хромал.

Погиб по той же схеме – то ли пропалился при посещении любовницы, то ли она его сама сдала – некий Степан Дзвинчук убил Довбуша.

6. Теодорос Колокотронис (1770-1843). Если ты сын бандита, то коли сам стал бандитом, скажут – судьба. Колокотронисы – династия клефтов, греческих разбойников. Но Теодоросу повезло больше не только всех родных – больше всех собратьев по “робингудству”.

Начав Войну за независимость Греции простым главарем банды клефтов, он закончил ее в чине генерала и члена правительства.

Впрочем, бандитская натура никогда не оставляла его в покое – до самой смерти Колокотронис был чем-то недоволен, против кого-то восставал, интриговал, воевал и буйствовал.

7. Янку Жиану (1787-1842). Самый известный и “массовый” румынский гайдук – на пике славы у него было до 3000 человек в отряде и несколько пушек. Вел настоящую партизанскую войну против турок.

Отличался благородными манерами (из-за чего легенды сделали его сыном боярина), жертвовал часть добычи церквам и пейзанам. А когда его поймали и собирались казнить прямо на главной площади Бухареста, из толпы выбежала девушка и заявила, что женится на нем. Такой древний обычай – обязаны отпустить…

Немного пожил тихо, но в 1821 году присоединился к восстанию Тудора Владимиреску. Что нетипично для профессии – умер в итоге своей смертью.

8. Джесси Вудсон Джеймс, ака Дингус (1847-1882). Классический случай – фольклор говорит, что он благородный бандит, а историки – что бедным ничего не отдавал.

Но всё-таки свою “эпопею” самая знаменитая в истории США банда Джеймсов-Янгеров (Джесси, его брат, кузены и друзья) начала как борьбу против бессовестности сыщиков “Агенства Пинкертона“, которые шантажом отжимали участки у фермеров для строительства железной дороги.

А поскольку эти парни были ветеранами “южанской” кавалерии, то шороху они навели немало. Карьера закончилась по распространенному среди “робин гудов” сценарию – член шайки Боб Форд выстрелил безоружному Джеймсу в спину.

9. Тадас Блинда (1846-1877). Есть две версии, как богатый крестьянин, староста села Блинда стал бандитом. Романтическая – он участвовал в восстании 1863 года в Польше-Литве. Прозаическая – граф Огиньски[й] порол крестьян и приказал продолжить экзекуцию Блинде, а тот отказался.

Тогда граф хватил его кнутом, а Тадас кнут вырвал и сам саданул по хозяину. так что пришлось уйтить в леса. Там он, опять же, занимался либо романтической войной с богатыми, раздавая результаты бедным, либо просто крал коней и грабил всех, кто попадется.

Жизнь закончил нетривиально для “робин гуда” – поймавшие его за конокрадством крестьяне забили до смерти (версия – пивной кружкой).

10. Эдвард,ака Нед, Келли (1854-1880). В Австралии бандитов (даже неблагородных) звали бушрейнджерами – потому что они сбегали в дикие заросли-буш и делали оттуда свои “рейды”. В основном это были банальные грабители. Один из самых известных – Нед Келли.

Уже в детстве за буйство и вопреканство получил прозвище “Маленький бушрейнджер“, и “сел по малолетке” за драку с полицейским.

Потом с братьями, мамой и отчимом промышлял кражей скота, а после ареста мамы они с братом Дэном сколотили банду и “перешли на жесткие дела” – грабили банки и нападали на полицейских. Прозван “Железным” за доспехи, похожие на рыцарские, которые защищали его от пуль.

Славу ему принесло публичное письмо, где Келли провозглашал себя борцом за независимость Австралии против ига английских колонизаторов. Пойман и повешен, несмотря на петицию, подписанную аж 32 000 австралийцев.

Источник: https://qebedo.livejournal.com/1687422.html

Благородный разбой.

Благородные разбойники
Автор иллюстрации и статьи- Игорь Лужецкий

Традиция благородного разбоя в Европе берет свое начало в легендах о Робине из Локсли. Он же – Робин Гуд (Hood – капюшон), Робин Капюшон или же Rob in Hood – разбойник в капюшоне.

Что, согласно легендам, мы знаем об этом человеке? То, что был он обедневшим рыцарем, лишенным своих земель по велению злой фортуны или же по велению короля Вильгельма Завоевателя. И вот тут и начинается основное интересное.

Когда Вильгельм Завоеватель покорил Альбион по результатам битве при Гастингсе, он взял курс на установление в его новых владениях классического феодализма, как во всей цивилизованной Европе.

Для этого были сделаны следующие шаги: составлен полный кадастр, всего чего в Англии ни есть, который получил название Книга Страшного Суда, а потом это все было поделено среди баронов и рыцарей, приплывших с Вильгельмом, в обход той знати, которая жила там до той поры.

  • Во-первых, так оно Вильгельму казалось честнее, с чем французские бароны были согласны
  • Во-вторых, нельзя было новому королю опираться на старых феодалов, кто знает, чего от них ждать, да и свои могут подобный шаг не оценить и ускорить кончину удачливого воителя. Мол, вреден островной воздух для нормандского герцога.

А Робин из Локсли как раз и был одним из тех представителей саксонской знати, кому не повезло.

На что он реагирует вполне философски: собирает группу лиц, не обремененных избытком материального благосостояния и просто всех тех, кому при новой власти не повезло и уходит в леса.

Устраивая французской администрации локальную партизанскую войну. С ограблением сборщиков налогов и убийством рыцарей., что тогда было в порядке вещей. До митингов и акций протеста Европа еще не доросла.

Это один из достоверных вариантов того, кем мог быть реальный Робин Гуд. Робин Гуда из кино и баллад описывать, полагаю, смысла не имеет. Все прекрасно представляют себе этого благородного разбойника.

Да, а чем легендарный благородный разбойник должен был отличаться от разбойника обыкновенного?

Ответ на это вопрос может нам дать не только образ Робина из Локсли, но и образы Картуша и капитана Питера Блада. Он добр, то есть не действует из соображений личной корысти. Он честен, то есть не врет даже врагам (маленькие тактические хитрости не в счет).

Он не жесток, никого не убьет и не замучает просто так. А только один на один и только лицом к лицу. Он не берет заложников и не насилует женщин.

Такой получается средневековый представитель классического европейского гражданского общества, который взялся за оружие только потому, что его к этому вынудили обстоятельства и оскорбленное чувство справедливости.

Печалит лишь то, что реальные немного отличались от книжных. Возьмем к рассмотрению французского разбойника начала восемнадцатого галантного столетия.

Луи-Доминик Картуш – король воров Парижа.

Про его образ в легендах и искусстве многого не скажешь – он классический благородный разбойник из палаты мер и весов. Верные друзья, обожающие женщины и великая любовь к одной единственной, хитроумные планы и реки вина, горы золота, пожертвованные на разные социальные программы, а также посрамленные враги. И конечно, тонны юмора, галантности, вежливости и харизмы.

Афиша к фильму “Картуш” 1962 г.

Реальный же Картуш был немного не таким

Нет, он не был кровожадным одноногим уродом, убивающим всех и начисто лишенным чувства юмора. Просто он был обычным гениальным преступником. Специализировался на ограблениях. Деньги оставлял себе и своей шайке. Отличала его от прочих только только большая любовь к коррупции .

К подкупам чиновников и банковских служащих, городской полиции и слуг в богатых домах. С простой, как шуруп, целью: дабы в означенный час, означенного дня, означенный человек не сильно внимательно смотрел, на дверь, сундук, шкаф (нужное подчеркнуть), особенно вверенный его попечению.

Или сотворил еще какую-нибудь подобную оплошность, абсолютно случайно, разумеется.

Ну, например

Кучер устроил так, что колесо его кареты (перевозившей немалую сумму) сломалось в очень нужном месте в очень нужное время. Подобного рода случайности стали фирменным стилем Картуша. Он уверовал в свою неуязвимость. Дело дошло до того, что он провел удачное ограбление королевского дворца, выкрав парадный сервиз из драг металлов, высокой художественной ценности.

И, в конце концов, его подвела именно его любовь к подкупам. Полиции удалось подкупить одного из помощников гениального коррупционера, который и сдал товарища. Насмешка судьбы. Картуша допрашивали долго и вдумчиво, откручивая все то, что можно и даже то, что теоретически откручиваться не должно.

Но он молчал, как партизан в гестапо, верил, что верные друзья и соратники придут его спасать. Все не приходили. А он все верил, даже когда огласили приговор – смерть на колесе, даже когда везли на площадь, он все ждал, когда и у этой телеги подломиться колесо и абсолютно случайно ружья конвоя окажутся незаряженными. Но колесо все не ломалось.

И уже когда его возвели на эшафот и привязали к колесу, а палач взял в руки стальной прут для дробления костей, Картуш попросил слова, апеллируя к своему праву последнего желания. Он потребовал писца. И в течение двух часов, на колесе, в окружении тысяч людей он диктовал имена. Имена тех, с кем он делил добычу, тех, кого он подкупал, тех, кто его не спас.

Список занял тридцать шесть листов. В тот же день были арестованы более четырехсот человек. И аресты продолжались еще долгое время.

Про Питера Блада трудно сказать многое.

Этот персонаж вымышлен полностью.Но давайте взглянем на одного из прототипов этого героя.

Знакомьтесь, Жан-Давид, более известный, как Франсуа Олоне. Флибустьер, мстивший испанцам за разное. За разоренные буканы на Тортуге за экипаж своего судна, вырезанного полностью, да и еще много за что. Одна картинка. Один эпизод из жизни.

Напав со своими присными на испанский военный корабль, капитан которого сдался без боя и приказал то же самое сделать матросам, солдатам и офицерам, Олоне пленил весь экипаж и лично (!) обезглавил всех моряцким тесаком (согласно легенде).

Конечно, он мстил, конечно, его можно считать правым в этой ситуации, но сотня голов пленных офицеров и матросов снятых его рукой вопиет об обратном. И этот факт плохо ложится в овеянную героической романтикой биографию реального Блада.

Так значит благородных разбойников не было вовсе? Были, но стоит отличать разбойников благородного поведения, от разбойников благородного происхождения. Про первый тип, с моей точки зрения, сказано все: стоит разводить реальных людей от их образа в искусстве, а вот про второй тип можно сказать еще много.

Раубриттеры – рыцари разбойники

Игорь Лужецкий

Рыцари бандиты, объединявшиеся в шайки и жившие от большой дороги. И было их много и были они бичом Европы. О них не пишут в учебниках и редко пишут в книгах, так как образ рыцаря без страха и упрека, плохо вяжется с этими ребятами.

Смотрите сами, умирает старый барон, землю отдает старшему сыну, всем остальным, коня и меч. И куда им, умеющим только воевать? На службу к другому барону или в крестовый поход. А если барону столько не надо, да и похода не предвидеться? Землю пахать отцовским мечом? Нет.

Брать, чего хотим, и радоваться жизни.

Были такие парни всегда. И королевская власть, да и графская нещадно с ними боролась, хоть это и не просто. Это же не просто деревенский ванька, взявшийся за топор, это обученные, сильные и неплохо (а то и очень хорошо) вооруженные боевые единицы. Зачастую, даже не прятавшие своих родовых гербов.

А вот когда оная власть давала трещину или просто слабела, как, например, в Чехии и Силезии эпохи Гуситских войн желающих воевать за правое дело феодалов становилось все меньше, а желающих схватить, то что плохо лежит, тем более, что все вокруг горит на много миль вокруг, все больше.

Благородные доны творили во главе своих сплошь благородных отрядов такое, что простым васькам косым и федькам хромым, да и прочим горбатым и не снилось.

Самое страшное в этих персонажах было то, что они чувствовали себя в праве именно так и поступать. Они рыцари, соответственно, все остальные быдло, холопы и недолюди. Которых можно было вырезать деревнями, угонять весь скот, обрекая на голодную смерть, угонять и продавать работорговцам.

А во время войн между королями Франции и герцогами Бургундскими разбойничал барон Гийом де Ламарк.

Ян Вермеен, портрет Гийома де Ламарка

Дело даже дошло до того, что он повесил в Льеже местного епископа. И никто его после этого, кстати, из баронов не выгнал. Дали обидное прозвище, да на том и успокоились. Свой же, феодал.

Подобным образом себя вели многие. Каноничный пример – англо-шотландское пограничье. Там с двух сторон отличались особо два рода Перси и Дугласы. Очень, очень уважаемые графские семьи. Тот факт, что они раубритторствавали половину свободного времени никого не волновало. Кстати. Ни один раубриттер, не оставил по себе доброй памяти и легенд. Не запомнил народ.

И, в качестве вывода:

Разбой был разным. Очень разным. Но наибольший вред причиняли те, кто полагал его одним из своих прав. Кто считал себя хозяином мира, хозяином жизни и смерти окружающих.

Оригинал статьи размещён в моём паблике

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc7fb1f515ed07a574233b3/blagorodnyi-razboi-kriminalnye-avtoritety-stavshie-legendami-5ddff6f3ba281e00b20c2d2a

����������� ���������� � ���������� (����� �����) / �����.��

Благородные разбойники

����������� ����������.� �������� � ������� ������� ������ ������������ ����������� ����������. � ����� ������ �������� ���� ����-������ �� �������� � ���� ������������� �����. �� �������� ���������� ����� ��� � ����������� ��� ��� . ���� ������� ������� ���������� � ���, ��� ��������� ������������� ������� � ������� ������ �� ����������.

�� � ����� ��� �� �������� � �������� ����������� � �������� ��������, ���������  ������������ ��������.

�� � � ��� ����  � ������� ������ ��� �������� �������� �� ������ �����, � ��� �� ��� ������ ������� ����� ���� ������ ���������� ����, ��� ������ �� �������, �� � �������  ������������� ������� �� ���������, �������� �� ������� �������� ��� � � �������� ���� ������ � ���������.  �� � � ������� ������ ������������� ����������� ����� �� ����������� �������� ����� � �� �����.

������� ����� �������� ���������, ����������� ����������� ���� � ��� ������� � ������ ��������.  �� ������������� �� �� ����, � � ����� � ���� ������ ������. ����� � ��� ��� ����������� ����������� �� ��� � �������� � ����������? ����, �� � ��� �����. ������� ��������� ����� �������������� ���� �� ����� �� ������������ ���������� ���������� �������. ��� ����������� ����������.

� �������� 1832 ���� ���� ������� ������ �, ��� ��� ������ ������, ��������� � ������ ������� ����������� ����� ����� ��������� ��������. ������������ ����������, ������� � �� ���� ��� ����� ������� ����� ��������. ��� ��� ������� � �������������� ����������� ��������� ����� ����������, ���������� �� ������ � ��������� ����� ������� �������-���������.

��� ������ ������ ����������� ���, ������� ������� � �������� ����������� �� ��� �������� ������. ��������� � �����������, ���������� ���� ������� �� ������� ��������� � �����������. �� ����� ������� �������� �������� ������ � ������� ���� �������� ������ �����������. ������ ��� ������ ������������� ����� ���� ������������.

������ ����� ��� ���� �������� �� ��� ������, ����� �� �� ����������� ������� � ���������.� ����� �� ����� ��������� ������ � ���������� � �� ������������ � �� �������� ������������� �������. �� ���� ����� ������������� ������ ���. � �������� �� ����� �� �������� ������� ����� ����������� � ����, � ��������� ��������, ����������� �� �����.

��� ��������� ��������� �����, �� ��� �� �� ��� ������ �� ������� ���� ������.� ��������� ��� ������� ����� ���� � ����������� ������ �������, ������ �������� ����������. ���� ����� ����� �� �����, ���������� �����, ��� ���������� � ����������� � ������, ����������.� ��� ������� ��������� ����������� ��������, �� �� �� �����. ���� � ���, ��� ��� ���� ����� ������ �� �������.

� �������� ������, �������� ���������� ���� �����������. �������� � �����, �� ��� ����� ������������, ������ ����� �������� �������� � ��������. �� ���� ������� � ����� ����������� ������ ����������� ������, ���� ��� � ����� � ��������. ��� � ��� �� �������.

� ���������� ���� ���� ������������� ����� �� ����� � � ������� ���������� � ��� �������������� ���������� �� ����� � ��������. ��� ��� ������ ��� ��������� ��������� � �� ���������� �� �� �����. �� � ������ ������������ ���� �����������.

��:����� ����� ������ ��������� � �������� �����, ��� ��� �������, ����� �� �����, �� ���������� ������� ����� ���� ����� ����� �� ��������� �������� �����������, ��������� ����� ������� ����� ������ �����. ��� �������� �� ���������� ���� ��� ����������.

��� �� ����� ��� ���?��� ����� ������:���� � ����������, ��������� �������� �������� ������ �����, ��������� � ��������� � ����� ������������ � ���� ��������� ��������� �������� ������, �������� ������������ ������������ � ���������. ������  ������� ��� �� ���������� ��������� ������ �� ��������� ���������� ���������, �� ����� �������� � ���� � �������.

��� ��� �� ������ ���� ������� � ����������� ����� ��� ������. ������� ���������� � ���, ��� ��������� �����. �������� ������ ��� � ����� ���� ���� � ��� ������ ������ �� ������.� ��� ����������-���������� ������, ���������, ����� � ����������������. �� �� � ������� ������ � ������, �� �� ��� ���� ������ �� �������� �������, �� ������� ���� ������ ��� �������, � �� ����.�� ���� �� ������������ ������, ��� ���� ��� ������� ������ ������������ � ���������.��� ��������� ��������� �����, �� ��� �� �� ��� ������ �� �������?�� ��� ����� � �� ������ ���������� ��� ����� ��������.� �������. ��� �����, ����� ��������� �������. ���. ���� ����� ��� ���� “�� �������������”.�������� ������� �� �������� �������� ���������, ������� ������������ ����, ������� ������������� ������� ������ ���������� ���������� ����������.

http://www.stihi.ru/2011/09/01/135

���� ���������� �� ����� � �������� �������� ����������: – ��������� ������ ������? �����?- ������, – ����� ������� �����, – �� ���������. ��� ��� ����� �����. �� “�����”. �� ������� – � �����. �� ��, – ����� �������� ���������� �� �����, ���� ��������� ��������, ��� �� ��������� ���� �� ������, ������: – ��������. �������� ������.- ����� ���� � ����� � ������, – ������� �������. – ����� �� ����� �������� �������. – ��������, ���� ���� �� �������� �����, – ����������� ���. – �� ������ �� ������, ���, – ������� �����. – ������� ������. � ��� � �������, ��������� ������, �������� �������, ���� ��� ���� �����, �������, – ���������� ������ �����, � �� ����� �������� ������ ��������, ��� � ������, – ��� ����, ������, ��� ������, ��������� ������� �� ����� ������� �������, ������ ����� ������� ����� ���������, �� ��� �� ��, � ��� ���, �������, �������; ������� � �����… – � ��� ������, – �������� ����, ������� ������, ��� ��� ����� �������� ���� �����, – �� ������, �������. ��� � �����������. ���� �� �������. – �� ������� �� ��, – ������ ������ �����, ��������� �������. – ��������. � ����: ���������� � ���������. �� �� �������! – ����� ������� � ������������, ������� ������ ��������� � ������� �������, ��������. �� �� ��� �� ��� ������� ������. – �����!.. – �����, ��� � ��� ����� �� ����� � ����� ������ ����, �������� �����. – �� � ��� ��� ������ �� ���� �� ������������, ��� ����� ���� ���, ������ � ����. � ���� ������� �� ����, � ��� ����� ��� ������. � � ��� ������: �׸ �� ���� ������, ����� ��� ������ �����!� � �� – �������: �� ��, ���� ��� ������ ����, ��� �� ���� �� �����!� � �� – �������, ������� �� ���. � �� ����, �� ������! – �� �� �������, �������, ���! – ����� ���� �������� ����������. �� ��������� ������, ����� �����, ������ ������, �������� ���������, ���������� �����, ������ �������� � ���. – �� ��, ����� �������: �� ���� � �������� ���� �������. � ��� ������: ��� ��� �����!� �…- �� ���� �� �������-��? – ���� ������� ��-���������� ������������ ��������. ������� �������� ��� �������, �� ��� ����� �����, ��� � ���. – �� �� � ���� �� ��������, ������. ��������, ���. ��������)

��� ����������   16.01.2012 22:10   •  ������� � ���������

Источник: https://stihi.ru/2011/10/21/3566

Святые бандиты — В чем польза историй о благородных разбойниках?

Благородные разбойники

Существует универсальный закон: если нам что-то нравится, значит мы хотим это иметь – симпатия выдает в нас желание! Непреложность этого правила нужно учитывать, когда речь заходит о фильмах про «плохих парней».

Со времен первой баллады о Робин Гуде (и даже раньше) в европейской культуре христианских ценностей рассказы о жизни благородных разбойников окружены постоянной симпатией и интересом.

Фильмы про афериста Дэни Оушена и его друзей с Джорджем Клуни и Брэдом Питтом в главных ролях вот уже несколько лет занимают почетные места в этом пантеоне авантюрных героев.

Эпопея из трех картин, рассказывающая об увлекательных похождениях банды профессиональных мошенников, в кратчайшие сроки набрала армию поклонников во всех уголках планеты.

Доходит до того, что некоторые проповедники и моралисты недоумевают: что стало с миром, если кумирами миллионов оказываются воры, лжецы и негодяи?! Формально моралисты, конечно, правы: красть безусловно нехорошо – это стыдно, опасно и разлагает душу. С этими утверждениями не станут спорить ни создатели, ни актеры, ни большинство зрителей приключенческих фильмов.

Но ведь простая возможность поглазеть на инсценировку преступлений не смогла бы заинтересовать историями Оушена такое количество людей, когда лишь редкие единицы способны увидеть в них пособие по успешному грабежу.

Чем же притягательны для нас фильмы про «плохих парней»?

Если приглядеться, сюжеты таких историй строятся по одной логике: группа отважных и смелых ребят (как правило, мужчин с военным прошлым, но необязательно) отстаивают право на достойную жизнь против горстки презренных, но могущественных узурпаторов.

Их враги – крайне несимпатичные люди: они жестоки, несправедливы, вызывающе порочны или, как минимум, непроходимо чванливы и глупы.

Случается, что враги первыми совершают возмутительное преступление, чем вызывают гнев и стремление к отмщению в сердцах положительных героев, но обычно самого факта благоденствия подобных субъектов оказывается достаточным, чтобы благородные разбойники вместе со зрителями расценили это благополучие свидетельством несправедливости и несовершенства, в которых погряз мир. Священная обязанность восстановить поруганную справедливость становится в таком случае делом чести для очаровательных и смелых героев приключенческих авантюр.

Первая команда Оушена в фильме 1960 года была выдержана в едином стиле

Робин Гуд против Шерифа Ноттингемского, Дубровский против Троекурова, Зорро против дона Рафаэля Монтеро – во всех этих историях реализован один сюжетный алгоритм. Оригинальный фильм «11 друзей Оушена» 1960 года выхода с Френком Синатрой в главной роли выстроен по такому же принципу.

В нем 12 отставных десантников – героев Второй мировой войны, не сумевших найти себя в послевоенном мире – решаются совершить единовременное ограбление пяти казино в Лас-Вегасе, спланировав преступление по канонам диверсионной операции.

Фильм наглядно показывает, что участники аферы – достойные люди: смелые, решительные, принципиальные… Принципиальные настолько, что готовы умереть ради своих друзей. На преступление их толкает общая неустроенность и несправедливость, с которой они вынуждены мириться на протяжении всех 15 лет по окончанию войны.

Положительные образы героев передаются картиной настолько убедительно, что наводят зрителя на мысль: если какая-то земля не смогла стать гостеприимным домом для таких молодцов, это вина земли и ее народа, а вовсе не наших славных парней.

Ветхозаветные герои мало чем отличались внешне от современных голливудских «плохих парней»

На аналогичной вере зиждется героический пафос ветхозаветного Израиля. Его праведники, которые являлись таковыми в собственных глазах и очах Бога (но вовсе не остальных народов), также выводят представления о справедливости и морали из собственного статуса и своих персональных интересов.

Чего стоят, к примеру, разведчики, посланные Моисеем в Ханаан, которые похищают виноград и фрукты в доказательство, что эта земля пригодна для завоевания, или картина спасения иерихонской блудницей Раав израильских лазутчиков, проникших в ее город с аналогичной целью.

В обоих случаях положительные персонажи священной истории ничем не отличаются от «плохих парней» современных приключенческих фильмов.

История с лазутчиками и блудницей по сегодняшним временам и вовсе могла бы показаться компрометирующей

Надо сказать, что подобная, отменяющая формализм, телеологическая трактовка преступлений вполне органична для американской культуры. Она вырастает из пафоса первых поселенцев, воспринимавших себя «Новым Израилем», отправившемся заново покорять «Обетованную землю».

К тому же с первых лет колонизации Америка вызывала неизменный интерес у авантюристов и искателей приключений со всей Европы. Для них правильность любого начинания мерилась в первую очередь его успехом.

Поэтому, можно утверждать совершенно определенно: в каждом «плохом парне» американских приключенческих фильмов кроется ветхозаветный герой или, как минимум, весомая претензия на статус деятельного праведника.

Авантюрные праведники 60-х

Не всем ожиданиям суждено сбыться и никакая надежда не застрахована от печальных разочарований: в фильме 1960 года после успешного ограбления один из друзей Оушена скоропостижно умирает от внезапного приступа застарелой болезни.

Его подельники, чтобы не быть раскрытыми, вынуждены спрятать украденные деньги в гроб с телом умершего, рассчитывая вытащить их оттуда после захоронения. Однако местное похоронное бюро в знак уважения к военным заслугам покойного предлагает вдове бесплатную кремацию.

Ничего не зная об ограблении и деньгах, она дает согласие на немедленное погребение мужа, так что нажива благородных грабителей сгорает у них на глазах под траурную музыку.

Прибегнув к помощи Deus ex machina, создатели фильма показали, что претензии его героев на праведность и избранничество оказались трагически преувеличены.

Авантюрные праведники 2000-х

Обратным образом обстоят дела в современных картинах про Оушена и его друзей.

У этих ребят получается все, на чтобы они не решились: украсть деньги из хранилища нескольких казино и благополучно уйти с выручкой – I часть, похитить один из самых охраняемых в мире музейных экспонатов и выскользнуть из тюремных застенков – II часть, наказать подлого магната игорного бизнеса и забрать его уникальную коллекцию бриллиантов – III часть. Если про феноменально удачливых людей говорят «их поцеловал Бог», современного Оушена и его команду смело можно было бы называть «зацелованные Богом».

И это при том, что современная команда Оушена объединяет совершенно разных людей. ПРИНЦИПИАЛЬНО разных, в которых нет ничего общего, кроме двух качеств: все они – нарочитые профессионалы и все они категорически человечны. Разберем это подробно.

Профессионализм. Благородный разбойник традиционно обладает каким-то исключительным навыком, отличающим его от «простых смертных». Робин Гуд лучше всех стреляет из лука, Зорро – управляется с лошадью и шпагой, Оушена с друзьями в 60-х отличали выдержка и военная смекалка.

Во всех таких случаях талант воспринимается отблеском божественности. Авантюрный герой – человек и сверхчеловек одновременно, парадоксальное смешение космической доблести и хаотической спонтанности.

Его талант – своеобразный дар Божий или атрибут божественности, существующий параллельно с его личностью.

Благородный разбойник в своем классическом виде изначально живет в модусе полноты бытия («Могу копать, могу не копать») и ему требуется осознанное усилие, чтобы войти в пространство обыденных и повседневных событий, чтобы как-то его реконструировать.

Оушен наших дней и его соратники – люди как мы, их уникальный профессионализм – навык приобретенный, воспитанный в себе путем долгих, изнурительных тренировок и самопожертвований. Они – профессионалы-ремесленники, движимые по жизни азартом самореализации и любовью к профессии как к искусству.

Им отлично известно: ничто не дается даром и не происходит само-собой, жизнь научила их в каждом деле допускать вероятность неудачи, на которую надо закладываться еще на стадии планирования. По сути, герои современных фильмов – идеальные протестанты в трактовке Вебера.

Они стремятся быть профессионалами из любви к своему делу как священной миссии, а также желая сохранить внутреннюю и внешнюю свободу от мирских пут.

Человечность. Стремление к свободе и есть главный мотиватор и залог той человечности, которая была названа выше в качестве второго свойства, характеризующего облик наших героев.

Люди Оушена сегодняшних дней вольны свободно определять свое отношение к любым обстоятельствам, исходя из собственных представлений о человеческом достоинстве. Они сентиментальны, чувственны, по-хорошему азартны и непосредственны.

В жертву этой непосредственности и внутренней свободе они, не задумываясь, готовы принести все, что угодно, включая похищенные миллионы.

Казалось бы, упомянутые характеристики слабо применимы к убежденным и закоренелым преступникам, если бы не одно «но»: современные Оушен и его команда грабят и обманывают не людей, а технологии.

Этот момент очень важно зафиксировать: никто из героев не воспринимает других людей в качестве объекта своего (пусть и очень гуманного) насилия. За одним единственным исключением, когда в третьей части они осознанно решаются покарать игорного магната – подлеца.

Современные благородные разбойники противостоят бездушным механизмам и бесчеловечным законам технократического мира. Трофеи их краж всегда застрахованы, а потому никто из конкретных людей не страдает даже от этих действий – одни лишь безликие страховые корпорации.

Да, наши герои изучают и профессионально совершенствуются в технологиях, но сами не трансформируются по их образу и подобию, культивируя в себе человеческие черты, из чего можно сделать вывод: технологии интересуют современных благородных разбойников с единственной целью – им не принадлежать.

В этом смысле сегодняшние картины об Оушене могут трактоваться как остроумное продолжение первой части эпопеи «Матрица» братьев Вачовски, отличное от логики развития оригинального фильма.

Однако в тоже время новые фильмы об Оушене можно воспринимать как пример образцового менеджмента и организации работы креативной команды.

Если в фильме 60-х максимально эффективное объединение мужчин было воинским подразделением, то теперь это – сообщество универсальных управленцев, совмещающих в себе личностное увлечение производственным процессом с командной игрой и навыками прикладной работы «на земле».

Команда Оушена собирается всегда на конкретный проект, делает все, чтобы максимально оперативно и гуманно достичь выполнения поставленных целей и распадается сразу после их достижения.

Добиться подобной очевидной гармонии им удается за счет владения «умной рефлексией», о которой раньше шла речь в отдельной статье.

Если присмотреться, герои современных фильмов об Оушене никогда не принадлежат ситуации настолько, чтобы потерять для себя ее общее видение, но в тоже время они никогда не бывают равнодушны и пассивны к вещам, свидетелями которых становятся.

Наиболее выразительно это видно на примере внутреннего общения Дэнни Оушена, Расти Райана и Лайнуса Колдуэлла (Джордж Клуни, Брэд Питт и Мэтт Дэймон, соответственно). Расти – лучший друг Оушена, Лайнус – подающий надежды молодой мошенник.

Расти и Дэнни используют общение друг с другом в качестве камертона, по которому они постоянно выверяют свою рефлексию и стремятся понять, насколько она свободна от примесей внешних страстей.

По большому счету, сюжеты первых двух частей эпопеи в значительной степени строятся на том, что свобода суждений обоих этих героев оказывается под угрозой ограничения в следствие личной пристрастности: Оушен из-за тюремного срока теряет жену и вынужден стремиться ее вернуть, Расти оказывается перед дилеммой, как совместить криминальную профессию с любовью к полицейскому следователю. В обоих случаях практически прямо говорится, что достижение формального успеха с потерей внутренней свободы и непредвзятости будет означать для героев духовную смерть. Ситуация с Лайнусом Колдуэллом разворачивается иначе и гораздо комичнее – он досконально владеет ремеслом мошенника и мог бы «потягаться с миром», но лишен духовного стержня и умного взгляда на жизнь, что серьезно ограничивает его возможности. А потому юный гений Лайнус вынужден учиться у Оушена с Расти, беспрекословно принимая их главенство над собой.

Интересно заметить, что разбойничья деятельность Дэнни, Расти и их друзей ограничена внутренними целями и вовсе не является преступлением во имя преступления.

Каждый из них исповедует стандартные ценности протестантского рая: дом, семья, достаток, позволяющий чувствовать себя независимым от обстоятельств, уважение ближних, честные друзья… Все это разительно отличается от пессимистичной обреченности фильма 60-го года, в котором команда Оушена производит впечатление чужих и лишних для этого мира людей.

Герой Клуни ведет себя, как будто мир – это дом, где царят непростые отношения, но который может быть гостеприимным и комфортным, если стать профессионалом в своем деле, стараться хранить в человечность и смотреть на реальность глазами, свободными от шор.

Сравнение Оушена с протестантами, описанными Вебером, не случайно: он, несомненно, человек ОСВОБОЖДЕННЫЙ – рассудочно и духовно, и в этом смысле человек христианского, а даже не ветхозаветного мира.

Подобный тип сознания, базирующийся на моральных императивах, но лишенный конфессиональных идентификаций, сегодня принято называть пострелигиозным. Однако это не вполне верно.

Разумеется, ни Оушен, ни кто-либо из его друзей не являются носителями религиозного сознания в плане исповедания догматов, однако опыт познания, которым они обладают, является условием свободного осмысления и понимания догматических истин. Без этого опыта догматы обречены стать декларативным фетишем, лишенным силы живого Духа.

В таком понимании сознание, открытое опыту рефлексии, парадоксально является в равной степени проторелигиозным и пострелигиозным одновременно. Можно предположить, что эта смысловая подоплека придает этой картине дополнительную заинтересованность в глазах современных зрителей.

В своем развитии образа благородного разбойника европейская популярная культура прошла знаковый путь от героизации священной вседозволенности к абсолютизации полноты человеческих возможностей, замершей на границе встречи со сверхчеловеческим: от Робин Гуда к Оушену.

В дополнение к ним полезно вспомнить благородного разбойника, который смог преодолеть эту черту и все же найти выход в сверхбытие – это несчастный, распятый рядом со Христом, нашедший в себе силы просить «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» Как в этой ситуации поступил бы Оушен, остается только гадать.

на сайте baznica.info
Оригинал статьи на kinogramma.ru

Похожее

Источник: http://peresedov.pro/holy-bandits/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.