Институт мировых судей в рф

Институт мировых судей в России

Институт мировых судей в рф

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 79Следующая ⇒

Мировой судья — судья общей юрисдикции субъектов РФ, входящий в единую систему судов общей юрисдикции и занимающий положение первого (низового) звена этой системы.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ”, иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ

Мировые судьи осуществляют правосудие именем РФ.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Мировым судьёй может быть гражданин РФ: имеющий высшее юридическое образование; достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты

Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Можно переназначаться. Предельный возраст пребывания 70 лет.

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.

(Смотри также закон «О мировых судьях в РФ» по ссылке)

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 2190; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-143475.html

Об институте мировых судей в России

Институт мировых судей в рф

Дюдиков, Р. Р. Об институте мировых судей в России / Р. Р. Дюдиков. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 2 (2). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2770/ (дата обращения: 09.12.2020).



В данной статье рассмотрены основные положения в деятельности института мировых судей. Рассмотрен ряд актуальных проблемных вопросов, посвященных институту мировой юстиции. Проанализированы характерные особенности правового статуса института мировой юстиции.

Даются рекомендации по увеличению роли законодательных инициатив субъектов Федерации в деятельности мировой юстиции с перспективой дальнейшего совершенствования на законодательном уровне.

В связи с чем, необходимо признать важнейшую роль института мировых судей в формировании современной судебной системы в России.

Ключевые слова: мировые судьи, институт мировых судей, статус мирового судьи

This article examines the main provisions in the activity of Institute of world judges. Considered a number of topical problem questions on the Institute of global justice. The author analyzed the typical features of the legal status of the Institute of global justice.

Recommendations for increasing the role of legislative initiatives of constituent entities of the Russian Federation in the activities of the justice of the peace with the prospect of further improvement at the legislative level.

In this connection, you need to recognize the critical role of Institute of world judges in the formation of modern judicial system in Russia.

Keywords: justices of the peace, Institute of world judges, the status of the magistrate

Исторически зарождение в России института мировой юстиции происходит в 1864 году, и, как известно, существовавшая на тот момент судебная система была несовершенной, не доработанной и не отвечала тем требованиям и нормам, которые возлагались на мировой суд при его создании [5, с 219]. Причинами тому были и их зависимость от исполнительной власти, и сословное разделение населения с предвзятостью привилегированного класса, и к тому же отсутствовала нормально функционирующая система обжалования решений мировых судей в вышестоящих органах судебной власти.

Спустя довольно значительное время в конце 80-х в начале 90-х гг.

XX столетия при смене коммунистической системы общества на капиталистическую, появляется острая необходимость в возрождении мировой юстиции, в связи с увеличившейся нагрузкой в части малозначительных гражданских дел по защите частной собственности, связанных с экономическим развитием страны. И в сравнении с XIX в. введение мировой юстиции в современной России происходит уже на более высоком уровне своего развития.

Правовая основа института мировых судей в первую очередь заключена в Конституции Российской Федерации [1], в Федеральных конституционных законах от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2] и от 7 февраля 2011г.

№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [3], и в Федеральных законах от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации», Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской федерации» [6, с.

116], а также законов субъектов РФ (к примеру, Закон Астраханской области от 27.10.2000г № 49/2000-ОЗ «О мировых судьях в Астраханской области».

По правовому статусу мировые судьи входят в систему судов общей юрисдикции и являются судами соответствующего субъекта РФ, в котором он учрежден.

Согласно действующему законодательству РФ в полномочия мировых судей входит рассмотрение незначительных уголовных и гражданских дел, а также большей части административных дел с целью уменьшить значительную нагрузку районных (городских) судов субъектов РФ. Мировая юстиция представляет суд первой инстанции [8, c. 53]. Их деятельность разграничена пределами судебных участков, созданных субъектами Федерации согласно установленных территориальных и демографических признаков каждого региона страны.

Мировые судьи обладают тем же правовым статусом, что и федеральные судьи, поэтому закон гарантирует мировым судьям и их семьям независимость и неприкосновенность, устанавливает нормы материального обеспечение и социальной защиты, оплату которых производят за счет средств из федерального бюджета.

Значительная роль в осуществлении функционирования деятельности мировой юстиции принадлежит субъектам Федерации. Правда после принятия закона от 22 августа 2004 г.

№ 122-ФЗ влияние роли субъекта Федерации в деятельности мировых судей значительно сократилась.

Однако субъектам отведен круг обязанностей по формированию состава мировых судей, их количество, учреждению и упразднению судебных участков.

Впрочем, я считаю, что более разумным можно было бы законодателям уделить большую роль субъектам РФ в ведении вопросов в части деятельности мировых судей, т. к. только на местном уровне можно учесть те нормы, обычаи и традиции характерные именно того или иного региона РФ.

Рассмотрим порядок назначения на должность мирового судьи.

Согласно действующему закону возможно два варианта: избрание путем народного ания населением соответствующего судебного участка, либо назначением законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации.

К сожалению, все субъекты РФ предпочли последний вариант с назначением на должность мирового судьи, тем самым отдалив от населения мировое правосудие, которое изначально предполагалось максимально приблизить к населению.

Огромная территория страны с характерными демографическими особенностями свидетельствует о том, что показатель плотности населения будет носить неравномерный характер.

В связи с тем, что закон устанавливает нормы по созданию судебных участков из расчета численности населения от 15 до 23 тысяч человек, и в административных образованиях численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок [7, с.

1758], то возникает проблема в крайне большой отдаленности судебных участков в административных образованиях с низкой плотностью населения. В связи с чем, необходим комплексный подход с учетом демографических и территориальных критериев отдельного региона.

И на региональном уровне разработать собственные нормативы, согласно которым можно обосновано определить количество судебных участков.

Нерешенным также остается проблема в части финансового обеспечения мировых судей.

Это связано с тем, что большинство регионов не готовы принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, а выделение незначительных средств из собственного бюджета не покрывают в полном объеме расходы на организацию их деятельности.

Согласно закону № 188-ФЗ зарплата и социальные выплаты мировым судьям осуществляется за счет средств из Федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ.

И в связи с отсутствием четкой структурной организованности в части финансирования деятельности мировых судей, где каждую часть расходов относят к различным ветвям государственной власти, без формирования единого подхода так и будет данный вопрос оставаться нерешенным.

Также существует актуальная на сегодняшний день проблема перегруженности мировых судей. По данному вопросу следует согласиться с автором Ватаниным С. Н.

, в своей работе он делает вывод о том, что для снижения нагрузки в деятельности мировых судей необходимо исключить локальную самостоятельную работу судебных участков, и создать мировой суд, как единый государственный судебный орган, аналогично действующей системе районных (городских) судов, и осуществлять равномерное распределение поступающих дел между мировыми судьями [4, с.35].

Анализируя национальное законодательство с практикой его применения, важно понимать и осуществлять дальнейшую работу на законодательном уровне по совершенствованию и развитию института мировых судей, учитывая требования законодательных инициатив субъектов РФ, а также опыт зарубежных стран.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.) / Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4.– Ст.445.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997г.–№ 1.–Ст.1.
  3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст.898.
  4. Ватанин С. Н. Компетенция мировых судей: проблемы и пути их решения / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.– 2008г. — Ст. 35.
  5. Волосатых Е. А. Виды мировых судей в России: история и современность / Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2015г.
  6. Гарифулина А. Р. О правовом институте мировых судей / Вестник экономики, права и социологии. — 2013г. — Ст. № 4.
  7. Дворецкова Д. А. Становление института мировых судей в России. / Актуальные проблемы российского права.– 2014г.– № 8 (45) август.
  8. Сангаджиев Б. В. Институт мировых судей: правовая природа и особенности деятельности / Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. — 2012г.

Основные термины(генерируются автоматически): мировая юстиция, Российская федерация, мировой судья, субъект РФ, судья, Астраханская область, законодательный уровень, мировой суд, общая юрисдикция, Федеральный бюджет.

мироваяюстиция, Российскаяфедерация, мировойсудья, субъектРФ, судья, мировойсуд, законодательныйуровень, Федеральныйбюджет, Астраханскаяобласть, общаяюрисдикция.

мироваяюстиция, Российскаяфедерация, мировойсудья, субъектРФ, судья, мировойсуд, законодательныйуровень, Федеральныйбюджет, Астраханскаяобласть, общаяюрисдикция.

мироваяюстиция, Российскаяфедерация, мировойсудья, субъектРФ, судья, мировойсуд, законодательныйуровень, Федеральныйбюджет, Астраханскаяобласть, общаяюрисдикция.

мироваяюстиция, Российскаяфедерация, мировойсудья, субъектРФ, судья, мировойсуд, законодательныйуровень, Федеральныйбюджет, Астраханскаяобласть, общаяюрисдикция.

РоссийскаяФедерация, мировойсуд, мироваяюстиция, институт мировыхсудей, Россия, судебная власть, современная Россия, мировоеправосудие, Российская империя, осуществление правосудия.

РоссийскаяФедерация, мировойсуд, мировойсудья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общаяюрисдикция, мировойсудсубъектов, судебная система России. Актуальные проблемы создания судебных участков мировых

РоссийскаяФедерация, мировойсуд, мировойсудья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общаяюрисдикция, мировойсудсубъектов, судебная система России. Актуальные проблемы создания судебных участков мировых

мировойсуд, мироваяюстиция, мировой, РоссийскаяФедерация, судья, гражданское судопроизводство, судебная система, суд, судебная реформа, уголовное судопроизводство. Двойственный характер положения мировогосудьи в России.

РоссийскаяФедерация, мировойсуд, мировойсудья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общаяюрисдикция, мировойсудсубъектов, судебная система России. Особенности организации деятельности мировыхсудей (часть 3).

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2770/

Мировые судьи

Институт мировых судей в рф

Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Особенность положения мировых судей в качестве структурного звена судебной системы Российской Федерации связана с тем, что они, являясь первичным (низшим звеном) судебной системы судов общей юрисдикции, одновременно относятся в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе РФ к судам субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие во всех субъектах Российской Федерации.

Историческая справка. Мировые судьи впервые появились в России в результате реформирования судебной системы 20 ноября 1864 г..

В соответствии с судебными уставами «Об учреждении судебных установлений» и «О наказаниях, налагаемых мировыми судьями» в России были введены мировые судьи, которые должны были способствовать «водворению суда правого, скорого, милостивого и равного для всех подданных».

Мировые судьи избирались на 3 года уездными земскими собраниями и рассматривали единолично как гражданские, так и уголовные дела в зависимости от цены иска и размера уголовного наказания.

Решения мировых судей могли быть обжалованы или опротестованы в апелляционном порядке в вышестоящую судебную инстанцию – съезд мировых судей.

24 ноября 1917 г. декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» институт мировых судей в Российской Федерации был упразднен.

В современной России институт мировых судей воссоздан в процессе реализации Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. в целях повышения доступа граждан к правосудию, максимального приближения суда к населению, снижения нагрузки федеральных судов.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.

«О судебной системы Российской Федерации» установил, что мировые судьи входят в единую судебную систему страны, являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела. Вышестоящей судебной инстанцией для них является соответствующий районный суд, на территории которого действует мировой судья.

Эти положения федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188 -ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с российским законодательством мировые судьи призваны осуществлять правосудие в пределах своей компетенции по уголовным, гражданским и административным делам.

Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о мировых судьях в Российской Федерации).

Полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей определяется также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

При этом судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 60 (ред. от 10. 10.

2012) «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» регламентирует общее число судебных участков и количество должностей мировых судей, расположенных на территории г. Москвы.

Судебные участки мировых судей создаются из расчета численности населения на одном участке – от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировым судьей может быть – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, прошедший предварительное медицинское обследование, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В стаж работы по юридической профессии, необходимый для назначения (избрания) на должность мирового судьи, включается время работы:

– на государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ иных государственных органах, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

– на требуемых юридического образования должностях в юридических службах организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

– в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования;

– в качестве адвоката и нотариуса.

Не вправе претендовать на должность мирового судьи лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законом порядке, судимые либо страдающие заболеваниями, препятствующими назначению на должность судьи.

Мировой судья не праве быть депутатом представительных органов власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Мировой судья назначается на должность законодательным или представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избирается на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Срок полномочий мирового судьи, впервые назначаемого (избираемого) на должность, устанавливается законом субъекта РФ, но не должен превышать 5 лет. Так, в городе Москве для мировых судей, которые назначаются на должность впервые, устанавливается срок полномочий 3 года.

По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, срок его полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.

Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи 70 лет.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. В тоже время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Полномочия мирового судьи могут быть прекращены либо приостановлены на основании и в порядке, предусмотренном Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Мировой судья осуществляет правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия у мирового судьи устанавливается федеральным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ).

Мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела единолично и только в качестве суда первой инстанции, то есть по существу. Кроме того, мировой судья вправе возобновлять производство дел по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым он принимал решение, и которые вступили в законную силу.

Полномочия мировых судей при осуществлении правосудия устанавливаются ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также федеральным процессуальным законодательством.

В компетенцию мировых судей входит:

– рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Указанные уголовные дела подсудны мировому судье в том случае, если преступление совершено на территории судебного участка, в котором мировой судья осуществляет правосудие.

В 2013 году в мировые судьи поступило 431 133 уголовных дел. Окончено производством 429 948 уголовных дел.

С вынесением приговора рассмотрено 271 814 уголовных дел, или 63.2 % от общего числа оконченных производством дел мировыми судьями. Оправдано 4 253 человека.

Прекращено производством по различным основаниям 157 731 уголовных дел, или 36,6 % от числа оконченных производством дел.

Возвращено прокурору для устранения недостатков в порядке ст. 237 УПК РФ 1814. дел, или 0,4 % от общего числа оконченных производством дел.

Основную часть поступивших дел составили: дела по обвинению в краже (ст. 158 УК РФ) – 63 788 дел, или 14.8 %; дела по обвинению в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ст.

111 и ч. 1 ст. 112 УК РФ) – 10 948 дел, или 2.5 %; дела, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ по обвинению в мошенничестве (ст.222 – 233 УК РФ) – 116 872 дел, или 27.

1 %.

– рассмотрение уголовных дел частного обвинения (ст. 318 УПК РФ).

– рассмотрение гражданских дел (ст. 23 ГПК РФ):

– о выдаче судебного приказа;

– о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

– разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

– иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

– дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

– дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

– дела об определении порядка пользования имуществом;

В 2013 г. мировые судьи рассмотрели 9 003 833 гражданских дел, в том числе: трудовые споры об оплате труда – 352 863 дела; о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло, электроэнергию – 1 869 532 дела; о взыскании налогов и сборов с физических лиц – 2 861 843 дела; жилищные споры – 1 883 985 дел.

– рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Примечание. В 2013 г.

мировые судьи рассмотрели 5 135 538 дел об административных правонарушениях, в том числе: за правонарушения, связанные с избирательным правом – 1479 дел; за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков – 94 521 дел; за нарушения в области дорожного движения – 1 417 390 дел; за нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг – 311 661 дело.

– рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

– рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного пристава исполнителя.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

Судопроизводство и делопроизводство у мирового судьи ведутся на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий судебный участок.

В зале судебных заседаний мирового судьи должны быть символы государственной власти – Государственный флаг Российской Федерации, изображение Государственного герба РФ, а также флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

Для обеспечения работы мирового судьи по осуществлению правосудия, обобщения судебной практики и иной деятельности действует аппарат мирового судьи.

Аппарат мирового судьи включает помощника мирового судьи, секретаря суда, секретаря судебного заседания и технический персонал.

Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.ru/6_160765_mirovie-sudi.html

Институт мировых судей в России — PRAVO.UA

Институт мировых судей в рф

С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» 17 декабря 1998 года определен правовой статус особого элемента судебной системы Российской Федерации — мировых судей. Именно с его введением многие специалисты связывают успешное разрешение проблемы загруженности судей судов общей юрисдикции.

Данный институт известен у нас уже более 300 лет. Так, в судебной системе гетманской Украины первой половины XVIII века определенное место отводилось мировым судьям, компетенция и выполняемые процедуры которых сходны с функциями третейских судов.

В более современном варианте и во всероссийском масштабе институт мировых судей появился в результате судебной реформы 1864 года и с трудом просуществовал 25 лет. А в некоторых губерниях мировые судьи так и не приступили к осуществлению правосудия.

Затем в 1889 году он был повсеместно упразднен, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. В 1912 году было принято решение возобновить их деятельность, однако начавшаяся вскоре мировая война не дала возможности сделать это.

А Декретом о суде в 1917 году советская власть их упразднила в числе других судебных учреждений.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Идея создания мировой юстиции в современной России обосновывалась ее сторонниками, по крайней мере, тремя аргументами: возможностью приблизить суд к населению и обеспечить доступ граждан к правосудию; сокращением значительной нагрузки, приходящейся на федеральных судей; созданием предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства, его дальнейшей демократизации.

После принятия Закона о мировых судьях были внесены изменения в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, регламентирующие возможность осуществления правосудия мировыми судьями. При этом следует отметить, что процессуальная база осуществления правосудия мировой юстицией создана лишь спустя полтора года после принятия базового закона.

Институт мировой юстиции имеет сложную правовую природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи.

С одной стороны, он относится (наряду с конституционными (уставными) судами) к судам субъекта Российской Федерации, а с другой, будучи судом общей юрисдикции, входящим в единую судебную систему Российской Федерации, руководствуется при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, выносит решения именем Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются федеральным законодательством, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей — также законами субъектов Российской Федерации.

Такая конструкция создает внутренние противоречия, что непременно отразится на деятельности этого звена судебной власти. По сути, речь идет о передаче части федеральных полномочий в области осуществления правосудия в ведение создаваемых в субъектах Российской Федерации органов судебной власти.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, общее количество которых, как и судей, в каждом субъекте Российской Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта. Всего в Российской Федерации должно быть порядка 6 500 мировых судей. Для сравнения: штатная численность федеральных судей судов общей юрисдикции на 1 января 2001 года составляла 17 242 человека).

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, профессиональный стаж работы не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, проработавшие в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка. Порядок избрания и срок полномочий мирового судьи устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но этот срок должен быть не менее 5 лет, с возможностью повторного назначения (избрания).

Что касается проблем финансового обеспечения, то они обусловлены прежде всего неготовностью субъектов принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей. Кроме того, неурегулированным остается и вопрос организационного обеспечения их деятельности.

Это связано с тем, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются согласно закону субъекта Российской Федерации, его работники являются государственными служащими соответствующего субъекта, в то время как финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

КОМПЕТЕНЦИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ

Однако самым значительным все же является вопрос о компетенции мировых судей, содержание которой не соответствует сути мирового судопроизводства. Общеизвестно, что мировая юстиция возникла как средство примирения конфликтующих сторон.

Именно поэтому разработчики Устава гражданского судопроизводства 1864 года в статье 70 подчеркивали: «…мировой судья предлагает прекратить дело миром, указывая действительные, по его мнению, к тому способы.

Меры склонения тяжущихся к примирению мировой судья обязан принимать и во время производства дела, и только в случае неуспеха приступать к постановлению решения».

Ныне мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции такие судебные дела:

1) о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы, за исключением предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом;

2) о выдаче судебного приказа (особый институт, присущий российскому гражданскому судопроизводству: представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника);

3) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

5) иные, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением оспаривания отцовства (материнства), установления отцовства, лишения родительских прав, усыновления (удочерения) ребенка;

6) имущественные споры при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления (сейчас около 15 250 долларов США. — Прим. автора);

7) возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

8) об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Однако все больше дискуссий вызывает апелляционная система, свидетельствующая о том, что мировой судья — один из элементов единой судебной системы.

Между тем все чаще высказывается мнение о том, что мировая юстиция, разбирающая несложные споры, должна представлять собой не низовое звено огромной иерархической структуры федерального судоустройства, а замкнутый организм.

Исходя из этого заслуживают внимания высказывания в пользу создания съезда мировых судей, в порядке апелляции пересматривавшего бы дела в полном объеме с установлением новых обстоятельств и доказательств, вызовом в суд всех заинтересованных лиц. По итогам пересмотра съезду надлежало бы утвердить ранее вынесенное решение по делу либо постановить новое.

Новый Гражданский процессуальный кодекс РФ, действующий с 1 февраля 2003 года, предусматривает месячный срок для рассмотрения дел мировыми судьями. Сама же процедура рассмотрения дел в связи с этим значительно упрощена.

ОПЫТ США

Мировая юстиция присуща не только России. Например, давно действующие в США суды мелких исков (Small Claims Courts) являются неотъемлемой частью американской правовой системы. Их организация, статус, функционирование регулируются законодательством штата.

На решение в эти суды передаются только гражданско-правовые споры, возникающие из договорных или недоговорных отношений и связанные с взысканием денежного ущерба. Иные имущественные споры (об истребовании имущества, о присуждении ответчика к совершению определенных действий и т.п.) не относятся к предмету их ведения.

Верхний предел суммы иска различен и колеблется в среднем от 1 тыс. долларов (в штатах Аризона, Алабама, Канзас) до 5 тыс. долларов (в штатах Калифорния, Аляска, Джорджия).

Данный опыт — хороший повод для размышлений. С одной стороны, мировые судьи присущи государствам с федеральной формой государственного устройства.

Однако есть смысл перенять позитивный опыт других стран и либо создать специализированные суды с упрощенным порядком рассмотрения наиболее простых споров, либо провести специализацию судей исключительно по данным категориям дел. Это позволило бы значительно разгрузить суды общей юрисдикции.

В компетенцию таких судей можно было бы, в частности, передать рассмотрение дел по протокольной форме досудебной подготовки материалов, административные материалы, связанные с нарушением ПДД, и многие другие.

Источник: https://pravo.ua/articles/institut-mirovyh-sudej-v-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.