Мировой суд год

Зарождение института мировых судей в РФ

Мировой суд год

Сиганова, А. И. Зарождение института мировых судей в РФ / А. И. Сиганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59868/ (дата обращения: 09.12.2020).



Актуальность данной темы определяется тем, что хронологию возникновения и развития мировой юстиции в России трудно определить четко, так как практически все исследователи предлагают периоды, которые удалены друг от друга достаточно продолжительными этапами.

Данный факт не только усложняет установление хронологических границ возникновения и развития данного института, но и делает невозможным однозначную его датировку.

В итоге в периодизации института мировых судей проявляется определенная условность хронологических границ, в рамках которых развивался и формировался объект исследования.

Ключевые слова: мировой суд, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, история развития, законодательство.

Первое упоминание о мировой юстиции относится к 1826 году. Наиболее активное движение в сторону создания системы мировых судей относится к периоду судебного реформирования 1864 г.

С данного момента историография становления института мировых судей поддается конкретной датировке. В соответствии с Судебными уставами от 20 ноября 1864 г.

в России начинается введение первых пореформенных судебных учреждений — мировых судов, которые были приписаны к окружным судам.

Сторонники считали становление института мировых судей важной мерой в развитии судебной системы по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, переходят к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами.

Итогом такого реформирования станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, следовательно, станет для населения наиболее доступным, что будет способствовать оперативному рассмотрению судебных дел.

К большому сожалению, либеральное законодательство 1864 г. практически с первых же дней своего существования было подвергнуто изменениям не в лучшую сторону, так как, по меткому выражению И. В. Гессена, оно «вошло в государственный организм инородным телом».

Эти изменения в историографии получили такие названия как: «контрреформирование», «подправление», «кризис», и по своей сути сводились к одному: не позволить развиваться усилению судебной власти, не позволить демократизации в судопроизводстве и сделать все, чтобы вернуть развитие к административной системе управления.

В результате в стране стали вводиться специальные положения, которые стали ограничивать права и свободы человека.

До 1889 г.

Правительством не принималось каких-либо мер в данном направлении, до тех пор пока не было принято в продолжающейся «судебной контрреформе» очередное наиболее реакционное «Положение о земских участковых начальниках», благодаря которому окончательно был разрушен принцип разделения судебной и административной властей. Данным законом был практически полностью уничтожен институт мировой юстиции.

Таким образом, еще задолго до наступления событий, связанных с Октябрьской революцией 1917 г., исполнительной властью, которая возглавлялась Императором, был нанесен удар по либеральному законодательству 1860-х годов по судебной системе России.

Данный тезис подтверждается так же и Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г., где регламентировались положения, согласно которым независимость суда стала пустым звуком, гласность исчезала по первому желанию администрации. Военный суд стал обычным явлением.

Итогом данных преобразований, стало то, что среди населения появилось недоверие к суду.

Также важно отметить, что достаточно серьезные преобразования претерпевает система местных судов при Временном правительстве.

Министерство юстиции окончательно упраздняет должности земских начальников и кандидатов на эти должности.

Судебные функции земства передаются временным судам, а административные функции — уездным комиссарам, что способствует явному разделение административных и судебных функций [3].

Временным правительством были созданы временные суды. Временные суды действовали в составе мирового судьи (председателя), выборного представителя от армии и выборного представителя из числа рабочих. К подсудности временных судов относились дела об агитации против нового строя, о продаже спиртных напитков, о сокрытии торговцами продовольствия, о кражах, хулиганстве и т. д.

После долгих лет забвения, упоминание о мировой юстиции впервые прозвучало при принятии Постановления Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В данном постановлении регламентировалось, что мировые суды — это суды первой инстанции.

Специфическая черта института мировых судей заключается в том, что они подразделяются на участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и т. д.).

Участковые (территориальные) — разрешают уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, на специализированные возлагаются контрольные функции там, где под угрозу подпадают свободы и права человека [8].

Вопросы о создании и развитии мировой юстиции в России вызвало большой резонанс в юридических и научных кругах. Безусловно, оно имело многочисленное количество сторонников, но были и противники.

Важно отметить, что сейчас споры о необходимости и целесообразности введения института мировой юстиции поутихли, так как польза мирового суда очевидна, а сомнения и опасения противников оказались однозначно преувеличены.

Например, противники создания системы мировых судов выдвигали предложения по ограничению проведения судебной реформы только увеличением штатной численности судей районного звена, тем самым, они предполагали, что будет решена проблема по снижению рабочей нагрузки на судей районного звена.

Однако, с принятием ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», регламентируется четкое обозначение действующих в Российской Федерации судов. К ним относятся федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, которые составляют вместе судебную систему РФ [4].

Важно отметить, что появление в современной системе мировой юстиции позволило:

во-первых, снизить нагрузку на федеральных судей;

во-вторых, максимально приблизить правосудие к населению;

в-третьих, повлекло за собой изменение подсудности дел, упростилась процедуры обращения граждан к суду;

в-четвертых, упростилась процедура рассмотрения дел [9].

На основании вышеизложенного, важно отметить, что институт развития мирового судейства в РФ в процессе своего становления претерпел значительное количество изменений.

На современном этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений, в том числе и от зарубежных стран.

Главной и самой важной причиной возрождения и восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия, именно этот фактор и стал решающим в развития рассматриваемого правового явления.

Необходимо отметить, что предложенная хронология становления института мировой юстиции в настоящем исследовании позволяет проследить этапы организации становления института мирового суда, сравнить его с предшествующим дореформенным и последующим пореформенным качественным состоянием, рассмотреть закономерности его развития и степень преемственности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. 1993. № 247.

Источник: https://moluch.ru/archive/260/59868/

�������������� ���������� �������������� �������������������� ��������������������

Мировой суд год

�������������� �������������� ���� �������������� ������������ ������������������������, ������������������������ ������������������ �������������� ���������� ���� �������������������� ������������. �� ���������������������� ���������������� ������������������ ������ ������������, �������������������������� ������������ �������������������� ����������������������.

������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������ ���������������� �������������� ��������������, ������ �������������� ���������� ���������������������� ���������������� ���������������������� ������������������������ ������ ���������������������������� ���� ������������������.

“������������ �������� ���������� �������������������� ������ ��������.

����������, �������� ���������� �������������� ������������������ ����������������������������, �������� �������������������� ������ ���� ���������� ������������������.

������ �������� �������������������� �������������� �������������������� �� ������������������ ���������������� ���������� ���������������� 70 ������”, – �������������� ���������������� ��������������.

���������������� ������������ ���������� ���������������� “����” ������������������ �� �������������� “����������������������������”

���������������� ���� ���� ������ �������������� ���������� ������������ �� �������������� ���������� ���������� ��������������������, ���� �������������� ������ ���������������� �������������� ������������������ ����.

“�������������������������� �������������� ���������� �������������������� ������������������������ ������������, – �������������� ���������������� ��������������. – ������ �������� �������������� ���������� �������������������������� ���� 80 ������������������ ������, ���������������������� �� �������� ���������� ��������������������.

�������� �������� ���������� �� ���������� ���������������� ������������. �������������������������� ������������������ �������������������� ���������� ���������� ���������� ���� �������������� �������������� ���� ����������.

�������������� ���� �������������� ���������� ������������������������ ���������������������������� ���� ���� ��������������, ������ �� ���� ���������� ���������������������� ����������: �������� �������������������� ������������������ ������������ �������������������� ������������������ ����������”.

������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������ ��������������������, ������ ������ �� 2017 �������� �������������� �������������������� ������������ ������������������ (����������) �� ���������� ������������ �������� �������������� ������������������������ �� ������������������ ������������������������ ���������� �������������������� �� ������������������ �������������� ����������.

������������, ���� 2005 �������� ���������������������� ���������� ���������� �������������������������� ���������������������� ���� �������������������� �������� – 3 ��������. ���������� ���������� ���������������������� �������� ����������������.

�� ������������ �������������� ����������, ���� �������������� ���������������������� �������������� ����������, ������������������������������ ����������������.

������ ��������������, �� ������������ ������ ���������������� ���������� ������������������ �������� ���� 3 �������� (����������������, �� ������������, ���������������������� �� �������������������� ����������������) �������� ���� 5 ������ (�� ������������������, �� ���������������������� ������������������ �� ������������������������).

���������� �������������� ������������ �������� ���������� �� ���������� ������������������ ������������������ ����������������������������. ���������� ���������� �������� �� ������������, ������ ������������, ���� ������ ���������� ������ ����������������������.

���������� �� ������, ������ ����������, ���������� �������������� ��������, ������������������������ ������ ������, ������������������ ���������� ���� ���������� ������������ ������. ���������������� ��������������, �������������� ������������������������ �� �������� �� ���������� ���������������� ���������������� ��������������������.

“������������������������ ������������������������ ���������� �������������������� �������������� �� ���������������������� ���������� ������������ �������� �������������������� �������������� �������������������� �� ������������������ ����������, ������������������������ ���� ������������ �������������� 70 ������”, – �������������� �� �������� ���������� ������������������������ ������������ ���������� ������������ ������������ ��������������.

���� ������ ������������, �������������������� ���� ���������������� �� ������������������������������������ �������������� ���������� – �������� ������ ������������������ ���������������������������� ������������������������������ ���������� ������������������.

“�������������������� ���� �������������������� ������������ ������������������ ������������ �������� �������������������������� �������������� ���������������������������� ������������������, �� ���� ���������� �� ����������������������������”, – �������������������� ������������������������ ������������ ����������.

���� ������������ �������������� ���������� ������������������ �� ���������������� ���������������� ����������������, �������������� ������������������ ���� �������������� ���������������������� ������������������ ���� 15 ���� 23 ���������� �������������� ���� ���������� ��������������. �������� �� ����������-���� �������������� ������ �������������� ���������� ������������ 15 ���������� ��������������, ���� ������������������ �������� ���������������� ��������������.

�� ���������� ���������������������� �������������� ���������� �������������������� �������������� “���� ���������� ���������� �������������� ���������� �� �������������������� ���������������� ���������������� �� ������������������ �������������������� ������������������”. ���������������� ������, ����������������, �� �������������������� 270 �������������������� �������������� ����������, �� ������������ – 438, �� ������������������������ �������� – 167.

Источник: https://rg.ru/2020/11/04/mirovye-sudi-poluchat-bessrochnye-polnomochiia.html

Мировые судьи в России :

Мировой суд год

Мировая юстиция в России
История мировой юстиции в России

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований.

Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII – начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России.

Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть “Учреждений управления Российской Империей”, где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы “Судебные уставы”, которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды – мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи – возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование “неопороченности” (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) – обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием.

Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе.

Ему вменялось в обязанность “просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли”.

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;

2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. иски о личных обидах и оскорблениях;

4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума.

В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном – инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией.

Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей.

Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах.

В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.

В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации”, которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам “Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. – М.:Издательство БЕК, 2002.)

 

Источник: http://old.mos-sud.ru/courtsrf/

Мировой суд и история его развития

Мировой суд год

Мировые судьи

Особенная часть

Глава 6.

Институт мировых судей в России берет свое развитие с 1864 года. Судебная реформа 1864 г. создала в России судебные органы, организованные по образцу развитых европейских стран. Уже одно это достаточно объясняет, почему Судебные Уставы – итог труднейшей правотворческой деятельности лучших умов России того времени – вошли в историю как великий памятник законодательства.

Судебные Уставы ознаменовали начало новой эпохи в истории русского права. Выполняя желание Александра П. дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый», они провозгласили самостоятельность судебной власти, широкое участие народных масс в отправлении правосудия, всесословность, гласность, состязательность.

Составная часть этого крупнейшего законодательного акта – Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Ныне, когда демократическая Россия восстанавливает на своих просторах институт мировых судей, небезынтересно и полезно вспомнить, на каких принципах формировалась мировая юстиция почти полтора века назад, какие правила лежали в основе ее организации и деятельности.

Составители уставов при учреждении мирового суда, избираемого обществом, стояли на исторической почве. Русскому праву была известна подобная форма юстиции.

Еще в ХVI столетии московское правительство, испуганное усилившимися разбоями, решилось предоставить право вершить суд исключительно обществу в лице выборных губных старост и целовальников. Им была дана обширная власть, правда, контролируемая государством.

Впоследствии и в сословных судах производство зачастую обходилось без коренных судей, довольствуясь наличием судей, избранных обществом.

К середине ХIХ в. назрела необходимость коренных изменений в области судопроизводства. Существовавшая судебная система уже не удовлетворяла ни общество, ни правительство.

Достаточно отметить, что низшие дореформенные суды находились в ведомстве полиции и строились исключительно по принципу сословности.

Производство в них представляло собой крайне медлительную процедуру, основными чертами которой являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции.

Понимая необходимость перемен, в 1827 г. граф Кочубей, в то время председатель Государственного Совета, высказал мысль об учреждении в уездах «мирных судов». Затем над созданием в России мировой юстиции более 20 лет работали различные правительственные комиссии. Труд этот неразрывно связан с именем графа Н.

Блудова, возглавлявшего комиссию, на долю которой выпала пора самых крупных судебных реформ. При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции.

Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители уставов взяли идею единой и для мировых, и для общих судов кассационной инстанции.

В лице мировых судей законодатель стремился создать суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоначалие рассмотрения дел. Высшей целью этих судов признавалось примирение сторон.

Таким образом, судебная реформа 1864 г. состояла из мировых и общих судов. Должность мирового судьи была выборной. Срок службы избранного мирового судьи составлял три года.

Должность мирового судьи считалась общественной службой, была выборной и состояла в высоком пятом классе. Мировой судья имел особый знак отличия – золотую цепь с изображением закона, которую возлагал на себя во время исполнения служебных обязанностей. Законом был установлен особый порядок замещения должности судьи.

Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность) к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования. Мировым судьей мог быть только местный житель. Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными нравами, обычаями и людьми.

Но трактовался местный ценз весьма широко. Так, от претендента не требовалось проживания во время выборов или в течение определенного периода до выборов не только в уезде, но и даже в той губернии, где баллотировалась его кандидатура. Обязанность становиться местным жителем возникала, когда кандидат был избран на должность мирового судьи.

Тогда он определял (с согласия мирового съезда) постоянное место пребывания в своем участке и должен был находиться в нем безотлучно.

Кроме местного ценза, претендент на высокий пост мирового судьи должен был отвечать и требованиям имущественного ценза. Мировой судья, как и судьи общих судов, должен был обладать имущественной независимостью.

Причем претенденту на пост мирового судьи необходимо было иметь весьма солидное состояние, так как в отличие от коренного судьи мировой получал гораздо меньше содержание и в силу выборности должности являлся более зависимым.

Имущественный ценз определялся таким образом: в уезде требовалось владеть недвижимым имуществом на сумму не менее 15 тыс. руб., в городах-столицах – не менее 6 тыс. руб., в прочих городах – не менее 3 тыс. руб.

Столь различный размер имущественного ценза объясняется просто: таким образом, предполагалось увеличить и укрепить малочисленный в то время городской класс.

В отношении образовательного ценза законодатель также проявлял лояльность к кандидатам на пост мирового судьи, довольствуясь окончанием курса в средних учебных заведениях.

Но и это требование не явилось необходимым в случае, если кандидат на пост мирового судьи не менее трех лет занимал должность, при исполнении которой мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Объяснялось это тем, что Россия в то время не располагала достаточным количеством подготовленных кадров.

Кроме того, в лице мировых судей судебные уставы хотели дать местному населению не столько юристов, сколько лиц, к которым население могло бы обращаться как к авторитетным посредникам в разрешении мелких споров.

Кроме перечисленных условий, составителями уставов для должности мирового судьи было сделано специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли священнослужители и церковные причетники.

Мировые судьи в России подразделялись на участковых и почетных. Участковый судья в отличие от почетного получал от земства определенное содержание. Но он мог отказаться от содержания и в этом случае носил титул «почетного участкового судьи». Участковый судья являлся деятельнейшим членом мировой юстиции.

Камера участкового судьи была открыта во все присутственные дни, за исключением дней пребывания судьи на съезде мировых судей. Но кроме этого, участковый судья обязан лично принимать жалобы и прошения как письменные, так и устные, везде и во всякое время, и не вправе отказаться в принятии бумаг ни под каким предлогом.

Более того, мировой судья должен был принимать и жалобы по делам, по роду своему ему неподсудные. В этом случае жалоба передавалась им по принадлежности, о чем судья сообщал заявителю. Участковый судья, исходя из стремления ускорить судопроизводство и приблизить правосудие к избравшим его жителям, мог назначать разбирательство не только в камере, но и в любом другом пункте своего участка.

А съезд мировых судей даже имел право возложить на участкового судью обязанность периодически выезжать для производства суда в отдаленные от камеры местности.

В компетенцию мирового судьи, кроме рассмотрения некоторых категорий гражданских дел, не отличавшихся особой сложностью, входило рассмотрение проступков, за совершение которых могло быть назначено наказание: штраф не свыше 300 руб., арест не свыше 3 месяцев или заключение в тюрьму на срок не свыше 1 года и 6 месяцев.

Мировой судья приступал к разбирательству дел как по сообщениям судов, лиц прокурорского надзора, судебных следователей и полицейских, так и по жалобам частных лиц.

Мировой судья осуществлял в своем участке не только судебные функции, круг его обязанностей был значительнее шире, чем у судьи общего суда. Вступивший в должность участковый судья, выполнив все необходимые предварительные действия (принесение присяги, избрание места пребывания, отказ от несовместимых с должностью судьи занятий и т.п.), становился активным членом общественной жизни уезда.

Кроме судебного разбирательства в качестве судьи первой и второй инстанций, соединенного с обязанностями предварительного следствия и примирения, закон поручал мировому судье выполнять на территории своего участка также функции административного и охранительного характера.

Участковый судья открывал избирательные сельские съезды, утверждал их председателей, в составе съезда участвовал в разрешении определенного вида прошений лиц мещанского сословия.

Он же выполнял обязанности нотариуса, а в случае отсутствия медика вместе со священником выдавал призываемым на военную службу свидетельства о болезни. Кроме того, мировой судья приводил к присяге чинов лесной стражи, принимал участие в освидетельствовании лиц, страдающих душевным заболеванием.

Обязанности по устройству помещений для приговоренных к аресту, как и по надзору за ними, также возложены Законом на мирового судью.

Институт мировых судей в России просуществовал недолго. В 1889 г., за исключением Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых других крупных городов, мировые судьи были упразднены. В 1917 г. после Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров принял Декрет №1 «О суде», которым все суды и судьи признавались упраздненными.

Впервые о необходимости возрождения в России мировых судей было сказано в Концепции судебной реформы 1991 года, представленной Президентом и одобренной Верховным Советом Российской Федерации. Затем Закон о статусе судей 1992 г., учитывая перспективу появления института мировой юстиции, в ст.

11 установил пятилетний срок полномочий мировых судей, избираемых населением округа. В последующие годы лишь упоминания о мировых судьях были единственным, что позволяло ждать и надеяться на реальные шаги законодателя по восстановлению в России столь необходимого ей института мировой юстиции.

В 1996 году Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» подтвердил идею создания мировой юстиции и определил, что «мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации» (ст. 28).

10 октября 1997 г. Государственная Дума приняла закон о мировых судьях, который 15 октября того же года Совет Федерации отклонил, высказав при этом ряд замечаний.

Неделю работала согласительная комиссия и 24 октября федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был представлен Президенту для подписания и обнародования. 8 января 1998 г.

, ознакомившись с представленным ему документом, Президент отклонил закон и высказал замечания, большинство которых были вызваны несоответствием отдельных положений этого закона Конституции РФ. Закон был явно сырым, нежизнеспособным и не мог дать России реального мирового судью.

Опять приступила к работе согласительная комиссия, в состав которой вошли представители Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Верховного Суда РФ. Как и положено Закон был рожден спустя 9 месяцев. В основу его почти без изменений положен текст предложенный Президентом России.

§ 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено)

Источник: https://studopedia.su/19_163356_mirovoy-sud-i-istoriya-ego-razvitiya.html

Из истории мировых судов в России

Мировой суд год
?

aleks070565 (aleks070565) wrote,
2016-09-16 17:24:00 aleks070565
aleks070565
2016-09-16 17:24:00 Category: Оригинал взят у annasao в Из истории мировых судов в РоссииВ России мировые судьи появились в результате судебной реформы Александра II.

В 1858 году комиссия, созданная для реформы полиции, подала императору записку, в которой говорилось о необходимости отделить исполнительную власть от судебно-следственной.

В связи с этим возникла потребность в специальном судебном органе, которому были бы переданы малозначительные дела, прежде находившиеся в компетенции полиции.

Также, в свете готовящейся отмены крепостного права, предполагалось, что потребуется судебная инстанция для разрешения споров между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, и их бывшими господами, а также между самими крестьянами. Эти дела как раз и составили примерно половину всех дел, рассматриваемых в мировых судах, в 1860-1870-е годы.

До того времени российская судебно-правовая система не знала судов, которые были бы так близки и доступны населению.

Были, конечно, совестные суды, созданные в XVIII веке Екатериной II с целью освободить общие суды от дополнительной нагрузки, они рассматривали некоторые гражданские дела с целью примирения сторон, например, о разделах имущества между родственникам, а также уголовные дела по преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности.

Такие суды состояли из судьи и шести заседателей — по два от каждого из сословий: дворян, городского и сельского. Но они были судами губернскими, то есть их было немного, и, скажем, не всякий истец из какого-нибудь заштатного города или отдаленного села мог обратиться в этот суд. Да и на крепостных крестьян они не распространялись.

Мировой суд должен был стать судом, рассматривающим маловажные дела и отвечающим таким требованиям, как доступность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Доступность и быстрота были в особенности актуальны по сравнению с дореформенным русским судом, в котором дело могло пройти до четырнадцати инстанций – иногда это занимало десятилетия.

В Указе правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 года Александр II подтвердил свое желание «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».Главной целью мировых судов было примирение сторон. Более простые судебные процедуры в мировом суде обуславливались целями его создания – система мировой юстиции должна была максимально приблизить правосудие к народу.Уезд или город территориально делился на несколько судебных участков. В каждом участке учреждалась должность участкового мирового судьи. Эта должность рассматривалась, прежде всего, как общественная служба, была выборной. По Табели о рангах мировой судья занимал пятый класс, что соответствовало чину статского советника в гражданской службе.Мировые судьи избирались на три года и учреждались высшей судебной кассационной инстанцией империи – Сенатом. Наряду с общеобязательными условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, нравственная безупречность, мужской пол) к претенденту на должность мирового судьи предъявлялся еще целый ряд требований в виде различных цензов. Мировым судьей мог быть только местный житель. Данное правило преследовало цель создать авторитетную местную судебную власть, хорошо осведомленную о местных обычаях и нравах. Помимо местного ценза мировой судья должен был обладать имущественной независимостью. Что касается образовательного ценза, то закон требовал от судьи обязательного окончания курса высшего или среднего учебного заведения. Но и это условие не являлось необходимым, если кандидат на пост мирового судьи «прослужил не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел». Это объяснялось тем, что, во-первых, в Российской империи того времени была большая нехватка подготовленных в учебных заведениях юристов, а во-вторых, мировой судья рассматривался законодателем не столько профессиональный юрист, сколько как лицо, к которому население обращалось бы в первую очередь как к авторитетному и уважаемому посреднику в разрешении споров.Кроме участковых мировых судей избирались и почетные мировые судьи, которые пользовались одинаковыми с первыми, но не имели постоянного участка, не получали жалования и могли заменять участковых судей на время их отсутствия либо решать дела при добровольном обращении к ним обеих сторон.Мировыми судьями не могли быть состоящие под следствием или судом; «лица, исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат», а также «объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекой за расточительность».По ст. 33 Устава уголовного судопроизводства и ст. 1 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, к компетенции мирового судьи в сфере уголовного судопроизводства относилось разрешение по существу «уголовных проступков», за которые могли быть применены следующие наказания: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше трехсот рублей; арест не свыше трех месяцев и заключение в тюрьме не свыше одного года.Производство в мировых судах было освобождено от сборов, прошения принимались в любой час, где бы проситель ни встречал судью. Поводами к началу дела мировым судьей являлись: жалобы частных лиц, понесших вред или убытки (причем допускалась как письменная, так и устная формы жалобы – в этом случае жалоба записывалась судьей в протокол и подписывалась заявителем); сообщения полицейских и других административных властей; непосредственное усмотрение мировым судьей преступных действий, подлежащих преследованию.Мировой судья рассматривал уголовные дела единолично, что способствовало быстроте судебного разбирательства. Интересы обвиняемого и потерпевшего в мировом суде могли защищать либо сами эти лица, либо их поверенные. Судопроизводство осуществлялось устно и гласно, рассмотрение дел осуществлялось публично в открытом судебном заседании, но по некоторым категориям дел («по проступкам против прав семейных, проступках об оскорблении женской чести и ином непотребстве, а также когда по делам, преследуемым по жалобам частных лиц, обе стороны просили об этом», как сказано в Уставе уголовного судопроизводства) могли проводиться закрытые судебные разбирательства.Апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям был уездный съезд мировых судей, который состоял из всех участковых и почетных мировых судей этого уезда. Высший надзор за мировыми судьями и их съездами осуществлял Правительствующий сенат, являвшийся кассационной инстанцией.Помимо своих основных функций, мировой судья мог исполнять некоторые административные обязанности в случае необходимости: при отсутствии нотариуса – заверение наследства, при отсутствии врача – свидетельство о болезни призванным отбывать воинскую повинность, участие в освидетельствовании душевнобольных, составлении списков присяжных заседателей и т.д.Институт мировых судей просуществовал в таком виде в России 25 лет, до 12 июля 1889 года, когда в результате контрреформ Александра III, мировая юстиция была упразднена на большей части территории России, за исключением столиц и нескольких крупных городов. Вместо ликвидированного института мировых судей были введены должности земских участковых начальников и городских судей, между которыми была распределена компетенция мировых судей.В 1912 году закон «О преобразовании местного суда» уничтожил судебную власть земских начальников и городских судей, заменил их мировыми судьями. Закон вернулся к принятой «Судебными уставами» 1864 года практике избрания мировых судей уездными земскими собраниями и городскими думами, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго – мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года № 1. В советский период, когда судебная система страны была подвергнута кардинальной трансформации, мировым судам в ней места не нашлось.Спустя 80 лет институт мировых судей возродился. О необходимости введения в России мировых судей заговорили в конце 1991 года, когда постановлением бывшего Верховного Совета РСФСР был одобрен документ под названием «Концепция судебной реформы в РСФСР».Районные и городские суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел. Потребность учреждения мировой юстиции в современной России обосновывалась, по крайней мере, тремя обстоятельствами: сокращение в определенной степени весьма значительной нагрузки на федеральных судей; возможность приближения суда к населению и тем самым обеспечение доступа граждан к правосудию; создание предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства. В основе идеи, так же, как и при введении мировых судов, учрежденных судебной реформой 1864 года, было создание простого и доступного для населения правосудия.В конце 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Из его содержания видно, что в перечень судов Российской Федерации теперь включены и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации, а федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был подписан президентом РФ 17 декабря 1998 года.Как и в прошлом веке, сейчас мировые судьи являются государственными служащими, а их должность – выборной, причем выбираются мировые судьи сейчас по той же схеме, что и в прошлом веке.Современные условия вступления в должность мирового судьи, в общем-то, тоже мало изменились. Сейчас мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащий поступков. Кроме того, кандидат обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.Сейчас, как и в прошлом веке, для мировых судей установлено изъятие из общего принципа несменяемости судей. Мировые судьи в нынешнее время избираются сроком на три года с возможностью дальнейшего переизбрания на новый срок, в XIX в. мировые судьи избирались также на три года.К компетенции мирового суда как в позапрошлом веке, так и в нынешнем, отнесены споры по маловажным гражданским делам и некоторым уголовным делам. В настоящее время в их компетенцию также входят дела об административных правонарушениях.Заведующая кафедрой истории РЭУ им. Г.В. Плеханова,доктор исторических наук, профессорКорнилова Ирина Михайловна
Историческое

  • 11 лет назад, 4 декабря 2009 г. ушел из жизни знаменитый актер, народный артист СССР Вячеслав Тихонов. Для большинства зрителей его имя…

  • На льду – телеведущая Регина Тодоренко и олимпийский чемпион Роман Костомаров. Они танцуют под музыку из кинофильма «Сибирский…

  • На льду – актриса Ольга Кузьмина и многократный призер чемпионатов мира и Европы Александр Энберт. Они танцуют под песню «Старый…

Источник: https://aleks070565.livejournal.com/2643168.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть