Мировые судьи входят в систему

Мировые судьи в России :

Мировые судьи входят в систему

Мировая юстиция в России
История мировой юстиции в России

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований.

Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII – начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России.

Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть “Учреждений управления Российской Империей”, где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы “Судебные уставы”, которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды – мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи – возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование “неопороченности” (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) – обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием.

Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе.

Ему вменялось в обязанность “просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли”.

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;

2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. иски о личных обидах и оскорблениях;

4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума.

В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном – инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией.

Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей.

Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах.

В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.

В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации”, которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам “Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. – М.:Издательство БЕК, 2002.)

 

Источник: http://old.mos-sud.ru/courtsrf/

Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания), полномочия

Мировые судьи входят в систему

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом«О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации.

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материальногообеспечения и социальной защиты.

Законодательством субъекта РФ могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей. В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют своюдеятельность в пределах судебных участков.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются ФЗ по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации.

Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации.

Практическое решение этого вопроса зависит от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (обеспечения помещением, оплаты труда работников, аппарата, финансирования дополнительных расходов).

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок.

Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Мировые судьи назначаются (избираются)представительным органом государственной власти субъекта

Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации.

Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи – наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости.

Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет.

По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на 5 лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).

Полномочия мирового судьи могут быть приостановленырешением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей.

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

ФКЗ «О судебной системе РФ» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела вкачестве суда первой инстанции.

ФЗ «О мировых судьях в РФ» к компетенции мировых судей относит рассмотрение гражданских дел по искам и заявлениям, в частности:

• уголовные дела о преступлениях, за совершение которых минимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ;

• дел о выдаче судебного приказа;

• дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

• дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

• иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

• дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров

• оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

• дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

• дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

• дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в РФ»).

Все эти дела МС рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном ГПК, УПК, АПК.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК).

В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.



Источник: https://infopedia.su/9x1365.html

Вопрос 20. Мировые судьи, их место в судебной системе РФ и полномочия

Мировые судьи входят в систему

Предусматривают два варианта наделения судей полномочиями:

1. Мировые судьи назначаются (избираются) законодательным (представительным) органов гос власти субъекта РФ.

2. Избираются на должность соответствующим судебным участком в порядке установленным законом субъекта РФ.

Согласно ст.8 ЗСО «О порядке назначения и деятельности мировых судей Саратовской области» мировые судьи назначаются на должность Саратовской Областной Думой по представлению председателя саратовского областного суда, основанного на положительном заключении квалификационной коллегии судей саратовской области.

Впервые мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. При повторном и последующем назначении на должность мирового судьи он назначается или избирается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.

Районный городской суд является вторым звеном в системе судов общей юрисдикции. Он является выше стоящим по отношению к мировым судьям и ниже стоящим по отношению к областным и приравненным к ним судам.

Районным и гор суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной, соответствующий им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Ст. 1, 3 ФЗ о мировых судьях

Мировые судьи в Российской Федерации (далее – мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Вопрос 21. Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.

Требования, предъявляемые к мировому судье.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, предусмотренные законом о статусе судей (ст.3, ст.4) и в ФЗ о мировых судьях в РФ.

Требования, предъявляемые кандидату на должность мирового судьи.

1. Гражданство РФ.

2. Достижение 25летнего возраста.

3. Наличие высшего юридического образования.

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

5. Наличие сданного квалификационного экзамена

6. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

7. Несовершение порочащих поступков

8. Неимеющий или неимевший судимости, либо уголовное преследование, в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям.

9. Не имеющий гражданства иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

10. Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

11. Несостоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, таксикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

12. Неимеющий иных заболеваний, препятствующий осуществлению полномочий.

13. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Предусматривают два варианта наделения судей полномочиями:

3. Мировые судьи назначаются (избираются) законодательным (представительным) органов гос власти субъекта РФ.

4. Избираются на должность соответствующим судебным участком в порядке установленным законом субъекта РФ.

Согласно ст.8 ЗСО «О порядке назначения и деятельности мировых судей Саратовской области» мировые судьи назначаются на должность Саратовской Областной Думой по представлению председателя саратовского областного суда, основанного на положительном заключении квалификационной коллегии судей саратовской области.

Впервые мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. При повторном и последующем назначении на должность мирового судьи он назначается или избирается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1048;

Источник: https://studopedia.net/12_59763_vopros--mirovie-sudi-ih-mesto-v-sudebnoy-sisteme-rf-i-polnomochiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть