Основная задача мировых судов

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 3)

Основная задача мировых судов

Исторические причины возрождения в России в конце ХХ в. мировой юстиции были во многом обусловлены в том числе и новыми политическими условиями, а также правовыми реалиями.

По свое изначальной правовой сути демократический институт мировой юстиции во многом призван был обеспечить доступность, простоту и быстроту судопроизводства, реализовать те общие тенденции в развитии уголовного судопроизводства, которые обозначились с принятием в 1993 г. Конституции РФ.

Приближение мировой юстиции к местам проживания граждан, обеспечение населения доступной юридической помощью, ускорение судопроизводства путем законодательного закрепления принципа сокращения сроков судебного разбирательства содействует тому, что мировые суды становятся надежным гарантом интересов граждан, общества и государства. У мировых судей появляется реальная возможность обеспечить возможность быстрого и одновременно законного и обоснованного разрешения большинства споров и конфликтов, тем самым эффективная защита конституционных прав человека.

Таким образом, причины возрождения института мировых судей в России носят закономерный, объективный характер и вызваны развитием общих тенденций совершенствования судопроизводства.

В настоящее время необходимо выявить следующие основные тенденции развития российского судопроизводства:

1)        расширение и укрепление демократических принципов, форм, институтов уголовного и гражданского процесса;

2)        дифференциация форм судопроизводства в зависимости от степени общественной опасности преступлений и других факторов;

3)        расширение прав личности в уголовном и гражданском процессе;

4)        усиление процессуальных гарантий, возрастание роли и значения процессуальной формы в рассмотрении дел [4, с. 4].

Таким образом, к объективным причинам возрождения в России института мировых судей следует отнести:

1)        Соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации, профессионализации судей и разделению компетенции между судами различных звеньев;

2)        необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды;

3)        желательность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур (восстановление правосудия);

4)        приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой.

С другой стороны, нельзя обойти стороной и тенденцию, в соответствии с которой воззрения на мирового судью как самостоятельную фигуру, который в ходе принятия решения руководствуется кроме правовых норм нравственными устоями, утратили свое превосходство (как это было в дореволюционной России).

Мировой суд стал в своем традиционном воззрении как орган, призванный разрешать споры только на основании закона.

Тем самым превалирует другой, более технологический подход, по которому введение института мировых судей прежде всего нацелено на то, чтобы разгрузить районные и городские суды, освободить их от «мелочевки» [5, с.25].

Цели, задачи мировой юстиции и права мировых судей находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Осуществление функций возможно лишь через реализацию полномочий мировых судей, в которых они и опосредуются. Такой теоретический подход обосновывает целесообразность дополнения Закона о мировых судьях статьей 1.

1 «Основные цели и задачи мировых судей» следующего содержания: «Целью деятельности мирового судьи является обеспечение, охрана и защита прав и интересов личности, юридических лиц, государства, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан; усиление оперативности и оптимизации судопроизводства, направленность производства на примирение сторон, возможность применения альтернативных способов урегулирования конфликтов с учетом местной специфики.

Основной задачей мирового судьи является, воплощая идею судебного федерализма, справедливое осуществление правосудия от имени Российской Федерации при рас-смотрении им единолично по первой инстанции дел в порядке уголовного, гражданского, административного судопроизводства».

Следует также включить должность мирового судьи в перечень государственных должностей Российской Федерации для обеспечения соблюдения конституционных принципов независимости, единства статуса и финансирования судей за счет средств федерального бюджета.

В целях установления общности статуса мировых судей и судей федеральных судов, единства условий осуществления правосудия в Российской Федерации предлагаем отнести к ведению Российской Федерации разработку структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи (помощник судьи, секретарь судебного заседания и специалист судебного участка) как подразделения односоставного мирового суда, которое обеспечивает его работу и принадлежит к судебной власти Российской Федерации, и законодательное определение прав и обязанностей помощника судьи, секретаря судебного заседания и специалиста судебного участка. Целесообразно законодательно закрепить за мировым судьей как руководителем суда полномочия, касающиеся процедуры приема и увольнения, прохождения службы работников аппарата мирового судьи. Субъект Российской Федерации в этом случае должен обладать правом введения дополнительных должностей работников аппарата, финансирование которых должно осуществляться из бюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно нужно дополнить Закон о мировых судьях статьей 3.1 «Компетенция мирового судьи в сфере организации судебной деятельности» и изложить ее в следующей редакции: «Мировой судья наряду с осуществлением полномочий судьи мирового суда, установленных для мирового судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1)        организует работу судебного участка;

2)        устанавливает правила внутреннего трудового распорядка на судебном участке и обеспечивает контроль их выполнения;

3)        назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата;

4)        распределяет обязанности между работниками аппарата;

5)        принимает решения по вопросам поощрения работников аппарата или привлечения к дисциплинарной ответственности;

6)        осуществляет иные полномочия по организации судебного участка».

По информации Управления судебного департамента в 2014 году средняя нагрузка на мирового судью в Хабаровском крае составляла 222,4 дела в месяц.

При этом нагрузка распределяется неравномерно не только между мировыми судьями, работающими в разных муниципальных районах края, но и между судьями, работающими в пределах одного муниципального района или городского округа.

Особенно она высока у судей Солнечного, Амурского и Николаевского муниципальных районов.

В целях решения указанной проблемы в июле 2008 года по инициативе Законодательной Думы края федеральным законом число судебных участков в крае было увеличено с 69 до 75.

Председателям районных судов федеральным законом было предоставлено право в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в пределах одного района передавать мотивированным распоряжением часть дел, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района, в случае, если нагрузка первого мирового судьи превышает среднюю нагрузку мировых судей в соответствующем судебном районе.

Судьями и учеными-юристами высказываются, в частности, следующие предложения по оптимизации нагрузки как средство правовой защиты участников судопроизводства:

–          укрупнение районных судов за счет объединения малосоставных районных судов и перераспределение штатной численности судей, введение практики административного судопроизводства, в том числе и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками, что позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки и сделает правосудие более доступным для граждан;

–          принятие законов, которые меняют распределение дел между мировыми судьями и судьями районного звена. Служебная нагрузка судей районного звена по России в 2013 г. составляла в среднем 36, 8 дел в месяц, а у мировых судей превышала 200 дел. В связи с этим следует упростить порядок судебного разбирательства у мировых судей;

–          на судебных участках густонаселенных, экономически активных территорий необходимо увеличить количество помощников у мировых судей;

–          внедрение примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров (в мировой практике применение этого способа внесудебного разрешения споров свидетельствует о том, что в 70–80 % случаях конфликты заканчиваются заключением соглашения между сторонами) Правовая база для этого имеется: с 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

–          расширение процессуальных прав помощника судьи и законодательное определение его функции при подготовке дела к рассмотрению (в частности, целесообразно было бы наделить помощника судьи правом по возвращению поступивших исковых заявлений, иных материалов, связанных с принятием и подготовкой дела к рассмотрению или оставлению его без движения, для устранения недостатков в соответствии с требованиями ст. 135 ГПК РФ, ст. 319, части второй ст.363, части третьей ст. 375, части второй ст.404 УПК РФ).

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

–          вывод о необходимости определения в рамках Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» правового положения мирового судьи, поскольку в настоящее время оно носит неопределенно двойственный характер: с одной стороны, мировой судья является судьей общей юрисдикции субъекта РФ, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации;

–          предложение о дополнении Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» положением, определяющим порядок замещения отсутствующего мирового судьи. При этом возможно несколько вариантов замещения.

Например, возложение обязанностей отсутствующего судьи на мирового судью ближайшего судебного участка при условии, если в административно-территориальном образовании имеется несколько судебных участков, либо на мирового судью ближайшего прилегающего административно-территориального образования, если в данном образовании имеется только один судебный участок;

–          предложение о дополнении Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» положением о создании в территориальных управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации специальных отделов (подразделений) для осуществления организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей.

https://www.youtube.com/watch?v=qCIAoQWNa1E

Уменьшение расчетной численности населения для создания судебного участка хотя и не решило проблему в целом, тем не менее способствовало стабилизации работы мировых судей, улучшению качества размещения судебных участков и более широкому до-ступу граждан к правосудию.

Таким образом, законодателям и правоприменителям предстоит реализовать множество мероприятий по всестороннему и полному обеспечению деятельности мировых судей, сохранению за ними высокого социального статуса и построению сильной вертикали судебной власти в масштабах всей страны.

Возрождение мировых судей как самостоятельного социально — правового института в современной России вызвана следующими основными объективными причинами, связанными с процессами реформации и модернизации всех сфер общественной жизни, в том числе в сфере судоустройства и судопроизводства: возросшая роль судов в российском обществе как основного органа обеспечения защиты прав граждан; значительный количественный рост разрешаемых судами дел, вызвавший необходимость наличия отдельных судей (мировых), специализирующихся на единоличном рассмотрении и разрешении несложных дел в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства в условиях максимальной доступности и приближенности к населению.

Литература:

1.             Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2.             Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 2. — Ст. 223,

Источник: https://moluch.ru/archive/87/16678/

Мировые судьи

Основная задача мировых судов

Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Особенность положения мировых судей в качестве структурного звена судебной системы Российской Федерации связана с тем, что они, являясь первичным (низшим звеном) судебной системы судов общей юрисдикции, одновременно относятся в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе РФ к судам субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие во всех субъектах Российской Федерации.

Историческая справка. Мировые судьи впервые появились в России в результате реформирования судебной системы 20 ноября 1864 г..

В соответствии с судебными уставами «Об учреждении судебных установлений» и «О наказаниях, налагаемых мировыми судьями» в России были введены мировые судьи, которые должны были способствовать «водворению суда правого, скорого, милостивого и равного для всех подданных».

Мировые судьи избирались на 3 года уездными земскими собраниями и рассматривали единолично как гражданские, так и уголовные дела в зависимости от цены иска и размера уголовного наказания.

Решения мировых судей могли быть обжалованы или опротестованы в апелляционном порядке в вышестоящую судебную инстанцию – съезд мировых судей.

24 ноября 1917 г. декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» институт мировых судей в Российской Федерации был упразднен.

В современной России институт мировых судей воссоздан в процессе реализации Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. в целях повышения доступа граждан к правосудию, максимального приближения суда к населению, снижения нагрузки федеральных судов.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.

«О судебной системы Российской Федерации» установил, что мировые судьи входят в единую судебную систему страны, являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела. Вышестоящей судебной инстанцией для них является соответствующий районный суд, на территории которого действует мировой судья.

Эти положения федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188 -ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с российским законодательством мировые судьи призваны осуществлять правосудие в пределах своей компетенции по уголовным, гражданским и административным делам.

Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о мировых судьях в Российской Федерации).

Полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей определяется также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

При этом судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 60 (ред. от 10. 10.

2012) «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» регламентирует общее число судебных участков и количество должностей мировых судей, расположенных на территории г. Москвы.

Судебные участки мировых судей создаются из расчета численности населения на одном участке – от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировым судьей может быть – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, прошедший предварительное медицинское обследование, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В стаж работы по юридической профессии, необходимый для назначения (избрания) на должность мирового судьи, включается время работы:

– на государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ иных государственных органах, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

– на требуемых юридического образования должностях в юридических службах организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

– в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования;

– в качестве адвоката и нотариуса.

Не вправе претендовать на должность мирового судьи лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законом порядке, судимые либо страдающие заболеваниями, препятствующими назначению на должность судьи.

Мировой судья не праве быть депутатом представительных органов власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Мировой судья назначается на должность законодательным или представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избирается на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Срок полномочий мирового судьи, впервые назначаемого (избираемого) на должность, устанавливается законом субъекта РФ, но не должен превышать 5 лет. Так, в городе Москве для мировых судей, которые назначаются на должность впервые, устанавливается срок полномочий 3 года.

По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, срок его полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.

Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи 70 лет.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. В тоже время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Полномочия мирового судьи могут быть прекращены либо приостановлены на основании и в порядке, предусмотренном Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Мировой судья осуществляет правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия у мирового судьи устанавливается федеральным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ).

Мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела единолично и только в качестве суда первой инстанции, то есть по существу. Кроме того, мировой судья вправе возобновлять производство дел по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым он принимал решение, и которые вступили в законную силу.

Полномочия мировых судей при осуществлении правосудия устанавливаются ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также федеральным процессуальным законодательством.

В компетенцию мировых судей входит:

– рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Указанные уголовные дела подсудны мировому судье в том случае, если преступление совершено на территории судебного участка, в котором мировой судья осуществляет правосудие.

В 2013 году в мировые судьи поступило 431 133 уголовных дел. Окончено производством 429 948 уголовных дел.

С вынесением приговора рассмотрено 271 814 уголовных дел, или 63.2 % от общего числа оконченных производством дел мировыми судьями. Оправдано 4 253 человека.

Прекращено производством по различным основаниям 157 731 уголовных дел, или 36,6 % от числа оконченных производством дел.

Возвращено прокурору для устранения недостатков в порядке ст. 237 УПК РФ 1814. дел, или 0,4 % от общего числа оконченных производством дел.

Основную часть поступивших дел составили: дела по обвинению в краже (ст. 158 УК РФ) – 63 788 дел, или 14.8 %; дела по обвинению в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ст.

111 и ч. 1 ст. 112 УК РФ) – 10 948 дел, или 2.5 %; дела, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ по обвинению в мошенничестве (ст.222 – 233 УК РФ) – 116 872 дел, или 27.

1 %.

– рассмотрение уголовных дел частного обвинения (ст. 318 УПК РФ).

– рассмотрение гражданских дел (ст. 23 ГПК РФ):

– о выдаче судебного приказа;

– о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

– разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

– иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

– дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

– дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

– дела об определении порядка пользования имуществом;

В 2013 г. мировые судьи рассмотрели 9 003 833 гражданских дел, в том числе: трудовые споры об оплате труда – 352 863 дела; о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло, электроэнергию – 1 869 532 дела; о взыскании налогов и сборов с физических лиц – 2 861 843 дела; жилищные споры – 1 883 985 дел.

– рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Примечание. В 2013 г.

мировые судьи рассмотрели 5 135 538 дел об административных правонарушениях, в том числе: за правонарушения, связанные с избирательным правом – 1479 дел; за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков – 94 521 дел; за нарушения в области дорожного движения – 1 417 390 дел; за нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг – 311 661 дело.

– рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

– рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного пристава исполнителя.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

Судопроизводство и делопроизводство у мирового судьи ведутся на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий судебный участок.

В зале судебных заседаний мирового судьи должны быть символы государственной власти – Государственный флаг Российской Федерации, изображение Государственного герба РФ, а также флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

Для обеспечения работы мирового судьи по осуществлению правосудия, обобщения судебной практики и иной деятельности действует аппарат мирового судьи.

Аппарат мирового судьи включает помощника мирового судьи, секретаря суда, секретаря судебного заседания и технический персонал.

Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.ru/6_160765_mirovie-sudi.html

Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье

Основная задача мировых судов

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Сущность и становление института мирового судейства в Российской Федерации                                                 4

1.1. История становления и развития института мирового судейства

 в России                                                                                                                   4

1.2. Цели и задачи института мирового судьи         9

2. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,

ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ 18

2.1.  Подсудность дел мировому судье 18

2.2. Производство мирового судьи по делам частного обвинения 20

2.3.  Назначение судебного заседания мировым судьей 25

2.4. Рассмотрение уголовного дела мировым судьей 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31             

     Введение 

     Рассматривая особенности производства у мирового судьи с точки зрения современного уголовно-процессуального законодательства, надо отметить, что мировая юстиция в России впервые появилась в результате судебной реформы 1864 г.

Ее возникновение объяснялось как необходимостью устранения судебной волокиты, так и повышением эффективности уголовного судопроизводства в целом.

Еще при обсуждении; судебной реформы указывалось на то, чтобы разрешение дел по преступлениям и проступкам меньшей важности производить особым сокращенным порядком, возложив его на единоличных мировых судей.

     Начало возрождению мировой юстиции в Российской Федерации положил Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в котором было предусмотрено создание мировых судей. В соответствии со ст.

4 этого закона мировые судьи вошли в судебную систему Российской Федерации в качестве судов субъектов Федерации и были наделены полномочиями судей общей юрисдикции по рассмотрению, в частности, уголовных дел в качестве суда первой инстанции (ч. 1 ст.

28 Закона о судебной системе).

     Цель настоящей работы – анализ особенностей уголовного судопроизводства у мировых судей. 

     Задачи работы: 

     – исследовать основания отнесения уголовного дела к компетенции мирового судьи; 

     – провести анализ полномочий мирового судьи; 

     – исследовать порядок производства у мирового судьи.   

     1. Сущность и становление института мирового судейства в Российской Федерации

     1.1. История становления и развития института мирового судейства в России 

     Для того чтобы более полно понять смысл и назначение института мирового судьи, определить его особенности и направление развития необходимо рассмотреть историю возникновения этого правового института. Без выяснения причин его зарождения, закономерностей и этапов развития сложно определить истинное место мирового судьи в российской судебной системе.

     Впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344г.). Первоначально мировые судьи были призваны поддерживать правопорядок, существующий в обществе, требовать от граждан соблюдения законности, выполнения при этом не только чисто судебные, но и административные полномочия.

     На протяжении последующих столетий мировые судьи появляются и в других государствах Европы. На определение статуса и направлений развития мирового суда оказывали свое влияние многочисленные факторы: особенности государственного строя, политико-правовые традиции, социально-экономическая обстановка.

     Зарождение института мировых судей во многих странах вызвано одними и теми же объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка.

Профессиональные юристы в то время отсутствовали.

Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса.

     В России первоначально поддержание мира и порядка являлось основной обязанностью общинных органов власти (IX- X вв.), которые были призваны улаживать конфликты между сторонами без участия государственных структур в виде суда.

Местный судья, рассматривающий дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, склоняющих стороны к примирению, действующего в упрощенной процедуре, существовал в нашем государстве и ранее.

Так, понятие «малых исков» было известно на Руси еще во времена Русской Правды.1

     Позднее местные суды княжеских людей и представителей общества (докладчиков, погородских посадников и старост) существовали в Новгороде и Пскове. Постепенно они были заменены назначаемыми центральной властью единоличными правителями и судьями – воеводами. Первое упоминание о «мирных судьях» относится к 1826 г.

      До 1797 г. в России существовала судебная система, которая строилась в большей степени по сословному принципу, а в 1797г.

 были ликвидированы все суды второго звена – верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа и верхний надворный суд. Дальнейшие изменения судебной реформы произошли в 1801г.

, когда были ликвидированы нижние земские суды, управы благочиния и нижние расправы, а палаты суда и расправы были переименованы в палаты уголовного и гражданского суда.

      К середине ХIХ вв. судебная система Российской империи состояла из почти двух десятков судебных и судебно-административных органов только на территории центральных губерний. Процедура рассмотрения дел была громоздкой, формальной, усложнена. Дела иногда годами оставались в различных инстанциях, так и не находя своего решения. 

     Были необходимы реформы системы правосудия. Почти все авторы, разрабатываемых в ХIХ в. законопроектов предлагали учреждать мировой суд в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел «меньшей важности». Мировой судья противопоставлялся общим судебным местам.

Он призван был реализовать идеи приближения суда к населению за счет сокращения сроков рассмотрения дел, простоты производства, обязанности мировых судей осуществлять примирительные функции и выносить решения по совести и с использованием местных обычаев.

Мировой судья провозглашался судом первой инстанции при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, не представляющих повышенной общественной опасности (санкция до одного года лишения свободы).

     В 1858 г. предложение о создании мирового суда получило одобрение. Через несколько лет в России произошло важное событие – уничтожение крепостного права и освобождение крестьян.

Это был достаточно сложный процесс и не только в техническом и организационном плане, но и с юридической точки зрения.

В связи с отменой крепостного права возникло большое количество имущественных проблем, споров помещиков с крестьянами о распределении усадеб на наделы, вопросов по составлению и исполнению уставных грамот и т. д.

     Таким образом, после уничтожения крепостного права для решения споров по поводу прав собственности и конфликтных ситуаций требовалось наличие доступного и скорого суда. Решить эти задачи предлагалось путем введения мировых установлений. В их основу была положена теория о мировом судье как примирителе, судье совести, основное назначение которого – сохранение мира.

       Похожая ситуация с резким увеличением количества конфликтов и споров по поводу собственности сложилась в России после 1991 г., когда распался СССР и появились тенденции перехода государственной и общественной собственности в частную собственность отдельных лиц.

Путем приватизации, передела сфер экономического влияния жилье и иные объекты постепенно переходили в собственность частных лиц.

Благодаря большому количеству собственников в стране увеличивалось число конфликтов по поводу владения, пользования и распоряжения различным имуществом.

     Возрождение института мировых судей в Росси связано с принятием Закона «О судебной системе Российской Федерации». Основные тенденции развития судопроизводства обусловили не только пересмотр устройства судебной системы государства и возвращение к уже забытому российскими юристами институту мировой юстиции, но и привели к упрощению процедур рассмотрения различных дел у мирового судьи.

     Введение института мировых судей в России в конце ХХ в. было принято неоднозначно.

Противники, отстаивая свою позицию, говорили, что введение института мировых судей не соответствует действующей судебной системе, а его создание является бессмысленным и нецелесообразным.

По их мнению, проблему перегруженности судов можно решить путем увеличения численности судей районных судов. И возрождение давно умершего института, созданного в других экономических условиях, в ином правовом поле и основанного на других правовых принципах невозможно.

     С другой стороны существовало мнение о необходимости возрождения института мирового судейства, так как относительно несложные малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, которые специализируются на рассмотрении подобных дел.

В результате правосудие территориально приблизится к населению, позволит судьям оперативно рассматривать дела, облегчит для граждан доступ к правосудию.

Увеличение объема и усложнение гражданских дел, растущие требования к качеству правосудия диктуют необходимость углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных звеньев.

     Вторая точка зрения представляется наиболее правильной. Ситуация, сложившаяся в России после принятия Конституции РФ 1993 г., в том числе в области судоустройства и судопроизводства, свидетельствовала о необходимости изменений. Введение мировой юстиции обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашена правовым государством, в котором особая роль отводится судебной системе.

Мировые судьи хорошо вписываются с судебную систему, призванную решать новые задачи в условиях нового экономического и политического строя в России, когда появилось множество собственников, возросла вероятность конфликтов в обществе.

      Появление специализированных судов во многом объясняется еще и тем, что сложнее становятся общественные отношения, большего профессионализма и знаний законодательства требуется от судьи.

     В настоящее время, там, где становление института мировых судей осуществляется последовательно и целенаправленно, мировые судьи назначены и в пределах своей компетенции активно включаются в процесс осуществления правосудия, они значительно разгружают суды общей юрисдикции. С каждым месяцем увеличивается доля дел, рассматриваемых мировыми судьями, повышается оперативность в их рассмотрении, федеральные суды освобождаются от значительного количества судебных дел небольшой сложности.

     Статистические данные свидетельствуют о том, что к 2002г. число ежегодно рассматриваемых судами гражданских дел достигло 5 млн. Мировыми судьями рассмотрено 45% объема всех гражданских дел в судах общей юрисдикции (2,3 млн.). Кроме того, мировые судьи рассмотрели в 2002 г. 245 тыс. уголовных дел и 1 004 843 материала об административном правонарушении.2

     Таким образом, причины возрождения института мировых судей в России носят закономерный, объективный характер и вызваны развитием общих тенденций совершенствования судопроизводства, необходимостью реорганизации судебной системы.

Такими причинами являются не только приближение правосудия к населению, но и  соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации судей и разделение компетенции между судами различных звеньев.

Это также необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды, а также желание ликвидировать конфликты посредством использования примирительных процедур. 

     1.2. Цели и задачи института мирового судьи 

     Институт мирового судейства – это сложное, многогранное судоустройственное и процессуальное явление.

Прежде чем приступать к исследованию того или иного правового института, определению его места и роли, поставленных перед ним задач, необходимо правильно установить причины его возникновения, проследить исторические этапы его развития, выявить его отличительные черты.  В данной работе рассматриваются различные аспекты правового института мирового судейства.

     Официальное возрождение института мировых судей в России связано с принятием Закона «О судебной системе Российской Федерации». Этот Закон заложил правовые основы для их деятельности.

Так, в Законе было закреплено положение о том, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Федерации.

Он предопределил принятие целого ряда соответствующих законов, в том числе Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и других.

Источник: https://student.zoomru.ru/ugolproc/proizvodstvo-po-ugolovnym-delam-podsudnym/35332.266573.s1.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.8. Судебная власть

Основная задача мировых судов

  • Суд. Судебная защита. Правосудие. Понятия.
  • Судебная власть в РФ.
  • Принципы деятельности органов судебной власти.
  • Задачи судебной власти.
  • Судебная система РФ.
  • Федеральные суды.
  • Суды общей юрисдикции.
  • Мировой суд.
  • Присяжные заседатели.

Суд.

Суд – осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Судебная защита— государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

 Задачи судебной власти:

  • разрешение конфликтов и поров на основании законов;
  • осуществление конституционного контроля – проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти нормам Конституции РФ;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение мер юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Судебная система Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды: 

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

 Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ (статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. 

Юрисдикция – подсудность, право производить суд; круг дел, подлежащих ведению данного учреждения.

Суды общей юрисдикции – система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднеезвено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд.

 Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Компетенция мирового судьи:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено минимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вердикт – это решение коллегии присяжных заседателей.

Если вердикт о полной невиновности подсудимого, то его немедленного освобождают из-под стражи в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. Издаётся постановление об оправдательном приговоре.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-68/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть