Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов

Содержание

Подведомственность и подсудность арбитражным судам дел об установлении юридических фактов

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов

Арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эту категорию дел закон относит к делам особого производства (ст. ст. 4, 30 АПК РФ).

Возбуждение, рассмотрение и разрешение дел об установлении юридических фактов имеют процессуальные особенности, которые необходимо учитывать в правоприменительной практике.

Дела об установлении юридических фактов существенно отличаются от дел искового производства: в них нет спора о праве, категории иска, нет сторон, третьих лиц. Лицо, обращающееся в арбитражный суд, именуется заявителем, а не истцом.

Лица, чьи права и интересы могут быть затронуты решением арбитражного суда, привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Эти дела возбуждаются подачей заявления, которое не называется исковым.

При их рассмотрении не действуют правовые нормы об увеличении, уменьшении размера исковых требований, о признании иска, о заключении мирового соглашения. Высший Арбитражный Суд РФ, суды кассационной инстанции неоднократно обращали внимание на необходимость отличать дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, от дел искового производства.

Так, в арбитражный суд с заявлением об установлении факта принадлежности на праве собственности отдельно стоящего здания дома культуры обратилось акционерное общество, созданное в процессе приватизации.

Заявитель сообщил, что названный объект был им приватизирован, однако пообъектный перечень имущества, вошедшего в уставный капитал акционерного общества, не составлялся.

Вместе с тем упомянутое имущество числилось на балансе заявителя до сделки приватизации, заявитель является плательщиком земельного налога на земельный участок под указанным нежилым зданием, в реестрах государственной (муниципальной) собственности данное здание не числится.

Оценив доводы заявителя и представленные им доказательства, суд установил факт принадлежности здания дома культуры на праве собственности заявителю.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции обоснованно указал, что принадлежность строения на праве собственности не может быть установлена в порядке особого производства. Тем не менее заявитель не лишен права обратиться с требованием о признании права собственности на упомянутое имущество в порядке искового или упрощенного производства .

——————————–

Вестник ВАС РФ. 2004. N 4. С. 49.

Особенности возбуждения, рассмотрения и разрешения арбитражным судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, достаточно полно урегулированы в АПК РФ 2002 г., в отличие от АПК РФ 1995 г.

Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 218 АПК РФ).

Арбитражный суд рассматривает дела об установлении:

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которые подаются в арбитражный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Источник: http://pg-doverie.ru/content_6601

Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Ведение дел, направленных на установление фактов, имеет некоторые отличительные особенности, которые учитываются в процессе применения их в ходе осуществления судопроизводства.

Предусматривается перечень специальных фактов, рассмотрением которых должен заниматься суд при проведении специальных разбирательств. К подобным фактам можно отнести:

  • принадлежность определенного строения или участка земли владельцу на праве собственности;
  • ответственное и, как следствие, постоянное владение собственной недвижимостью на протяжении пятнадцати лет;
  • ответственное и, как следствие, постоянное владение иным имуществом, кроме собственной недвижимости сроком более пяти лет;
  • осуществление процедуры регистрации организации в конкретный промежуток времени и в определенном месте.

Особенности проведения процесса по рассмотрению дел по установлению юридических фактов

Основываясь на законах, содержащихся в актах, подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, состоит в разборе дел, направленных на внесение изменений в права отдельно взятых граждан и организаций.

Ведение дел, направленных на установление фактов, имеет некоторые отличительные особенности, которые учитываются в процессе применения их в ходе осуществления судопроизводства. Осуществление рассмотрения дел, которые направлены на установление юридических фактов, содержит в себе несколько отдельных отличительных особенностей:

  • лицо, которое обращается в суд для установления юридического факта, является заявителем и не может называться никак иначе;
  • лица, интересы которых могут быть затронуты в процессе установления какого-либо юридического факта, приглашаются к участию в судебном разбирательстве в качестве заинтересованной стороны;
  • заявление, являющееся основанием для начала судебного процесса по установлению юридического факта, не может называться исковым.
  • при рассмотрении заявления не применяются никакие правовые нормы, направленные на увеличение или уменьшение заявленных требований.

Порядок, по которому осуществляется рассмотрение дел, направленных на установление юридических фактов

Участниками подобного производства выступают:

  • заявитель, под которым подразумевается лицо, являющееся непосредственным инициатором начала судебного процесса;
  • заинтересованное лицо, под которым подразумевается лицо, привлекаемое для участия в судебном процессе для обеспечения защиты своих интересов.

В качестве документа, являющегося началом арбитражного процесса и возбуждающим начало судопроизводства по конкретному делу выступает заявление. С таким документом имеет право обратиться любая заинтересованная организация или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Если в ходе осуществления рассмотрения дела, направленного на установление фактов, судом будет выявлена информации о наличии любого рода спора о запрашиваемом праве, заявление с просьбой провести установление таких фактов остается нерассмотренным.

При выявлении таких фактов и принятии решения об отказе в рассмотрении дела должно быть вынесено соответствующее определение.

В подобном документе, который должен быть направлен заявителю, обязательно содержится информация о том, как можно разрешить сложившийся спор и о правильном порядке, в котором осуществляется исковое производство. Рассмотрение заявления и последующее установление юридических фактов осуществляется только в случаях, когда:

  • согласно законодательству у факта есть юридические последствия;
  • установление факта никак не связано с последующим разрешением споров;
  • у заявителя отсутствует иная реальная возможность получения информации о запрашиваемом юридическом факте.

Исключительно при наличии всех вышеперечисленных оснований арбитражный суд приступает к рассмотрению дела и последующему установлению запрашиваемых юридических фактов. Отдельно стоит отметить, что от заявителя требуется предоставление целого пакета документов, в которых входят:

  • заявление;
  • документ, являющийся подтверждением уплаты пошлины;
  • документ, выступающий подтверждением обстоятельства, которое требуется доказать заявителю;
  • копии документов, являющихся подтверждением факта регистрации данного лица в качестве отдельной организации или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Если данный исчерпывающий пакет документов не будет предоставлен, суд может оставить заявление без движения.

Проведение судебного разбирательства по установлению юридических фактов

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться одним судьей в ходе проведения заседания, где присутствует непосредственно сам заявитель и все заинтересованные в установлении таких фактов лица.

Арбитражные заседатели к рассмотрению подобного рода дел не допускаются.

Подготовка дела начинается с того, что судья самостоятельно определяет круг лиц, которые могут выступить в качестве заинтересованной стороны, извещает их о времени и месте заседания.

Непосредственно при начале процедуры рассмотрения дела суд проверяет, не предусматривается ли на законодательном уровне возможность установления фактов, имеющих юридическое значение, во внесудебном порядке.

При отсутствии таких возможностей и ряда других проблем, не сопряженных с возможностью получить информацию по интересующим его юридическим фактам. По результатам рассмотрения дела судья выносит решение об установлении факта, который имеет особое юридическое значение.

Данный документ является обязательным для исполнения у любых органов государственной, муниципальной власти, прочих органов, которые в ходе своей деятельности осуществляют регистрацию и последующее оформление прав, возникающих с установлением фактов.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/podvedomstvennost-del-ob-ustanovlenii-faktov-imeyushhix-yuridicheskoe-znachenie.html

Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). Читать онлайн

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов

1. Комментируемая статья воспроизводит положение о подведомственности арбитражным судам дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, содержавшееся в п. 3 ст. 22 АПК 1995 г.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны также и судам общей юрисдикции.

Разграничение подведомственности указанных дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции проводится по двум критериям: по субъектам обращения в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, и по характеру устанавливаемого факта.

Арбитражным судам подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской и иной экономической деятельности (для возникновения, изменения или прекращения их прав).

Следовательно, субъектами указанных дел, подведомственных арбитражным судам, являются организации и индивидуальные предприниматели (об этом прямо указано в ст. 219 АПК), а характером устанавливаемых фактов — их юридическое значение для предпринимательской и иной экономической деятельности этих субъектов.

Дела об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны судам общей юрисдикции. Так, например, суду общей юрисдикции будет подведомственно дело по заявлению общественной организации об установлении какого-либо факта, имеющего для нее юридическое значение, но не связанного с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

2. Комментируемый АПК, в отличие от АПК 1995 г., приводит перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, которые подведомственны арбитражным судам (ст. 218).

Следует обратить внимание на то, что этот перечень не исчерпывающий. Арбитражным судам подведомственны и дела об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства, если в них не возникает спор о праве.

В случае возникновения спора о праве дело рассматривается в порядке искового производства (ст. 217). В ходе этого производства суд решает вопрос о наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, и одновременно с этим вопрос о правах и обязанностях истца и ответчика.

Следует обратить внимание на то, что суды рассматривают в исковом производстве дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в которых возникает именно спор о праве.

Если же по таким делам возникают лишь споры о фактах, которые просят установить заявители (когда заинтересованные лица не оспаривают их прав), то такие дела рассматриваются не в исковом производстве, а в порядке производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

4. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны арбитражным судам, как указано в п. 1 ст. 219 АПК, «если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов».

Возникает вопрос: подведомственно ли арбитражному суду дело об установлении факта, имеющего юридическое значение, для установления которого предусмотрен иной внесудебный порядок, если организации или индивидуальному предпринимателю в его установлении в этом порядке отказано? Иными словами: вправе ли организация или индивидуальный предприниматель в такой ситуации обращаться в арбитражный суд с заявлением об установлении указанного факта?

Установление фактов, имеющих юридическое значение, необходимо для осуществления и защиты прав организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской деятельности, т. е. является одним из способов защиты субъективных прав.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).

Конституционное право каждого на судебную защиту в равной мере распространяется не только на граждан, но и на организации и не подлежит никаким ограничениям, в том числе и путем принятия федеральных законов.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели вправе — без каких-либо ограничений — обращаться в суды за защитой своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и с заявлениями об установлении фактов, которые имеют юридическое значение для осуществления ими этих прав, если в их установлении во внесудебном порядке отказано.

Таким образом, указанное выше положение об установлении арбитражными судами лишь тех фактов, имеющих юридическое значение, для установления которых не предусмотрен иной внесудебный порядок, следует понимать только как возможность введения федеральным законом или иным нормативным правовым актом предварительного внесудебного порядка разрешения дела. После соблюдения этого порядка заинтересованное лицо, если его заявление не будет удовлетворено, должно иметь право обращаться в арбитражный суд.

Иное противоречило бы ст. 46 Конституции Российской Федерации и ограничило бы право организаций и индивидуальных предпринимателей на судебную защиту.

Кстати, именно так сложилась практика судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для которых принятым до введения в действие Конституции Российской Федерации законодательством был предусмотрен иной внесудебный порядок. Согласно п. 10 ст. 247 ГПК 1964 г.

суды не вправе были устанавливать такие факты, однако после введения в действие Конституции Российской Федерации (25 декабря 1993 г.) Верховный Суд Российской Федерации, основываясь на ее ст.

 46, занял позицию о подведомственности судам общей юрисдикции дел об установлении тех фактов, имеющих юридическое значение, для которых законодательством установлен иной внесудебный порядок.

  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45

Источник: https://bzbook.ru/Kommentarij-k-Arbitrazhnomu-proczessualjnomu-kodeksu-Rossijskoj-Federaczii-postatejnyj.37.html

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 33Следующая ⇒

Под юридическими фактами принято понимать обстоятельства реальной действительности, с которыми действующие законы и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В исковом производстве и производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд устанавливает юридические факты для разрешения вопроса о субъективных правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, т.е. установление юридических фактов является лишь необходимым этапом для того, чтобы разрешить спор о праве.

При отсутствии нарушения субъективных прав, отсутствии притязаний и споров о праве между конкретными лицами прибегать к помощи суда для установления юридических фактов, как правило, не требуется. Регистрация, учет и удостоверение юридических фактов, оформление и выдача документов (свидетельств, справок, удостоверений и др.

) в подтверждение данных фактов с целью содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и обязанностей по общему правилу составляют компетенцию органов исполнительной власти, а не суда. К судебному порядку, урегулированному гл. 28ГПК РФ, можно прибегнуть в исключительных случаях.

К таковым следует отнести:

– отсутствие специального порядка установления, учета и удостоверения юридических фактов в действующем законодательстве (к примеру, когда юридические факты не регистрируются вообще);

– порядок установления и регистрации фактов хотя и имеется, но они не были установлены и зарегистрированы своевременно;

– юридические факты были зарегистрированы и удостоверены компетентными органами исполнительной власти, но подтверждающие документы у заявителя не сохранились, и восстановить их компетентный орган исполнительной власти не имеет возможности, т.е. у компетентного органа нет необходимых документов и информации.

При вышеперечисленных обстоятельствах вопрос о наличии или отсутствии юридического факта может быть разрешен судом в качестве самостоятельного вопроса. Субъективные права и обязанности, связанные с устанавливаемым юридическим фактом, остаются при этом за рамками деятельности суда.

С заявлением об установлении юридического факта может обратиться любое заинтересованное лицо. По общему правилу суд с учетом правил о подведомственности (ст. 30АПК РФ,абз. 4 ч. 1 ст. 22ГПК РФ) может установить любые факты, которые влекут правовые последствия для заявителя.

В то же время ввиду исключительности самой судебной процедуры требование об установлении юридического факта может быть реализовано только при определенных условиях.

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если:

а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);

б) установление факта не связывается с разрешением спора о праве, подведомственного суду;

в) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;

г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Несоблюдение какого-либо из вышеуказанных условий влечет невозможность рассмотрения судом дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, и является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134ГПК РФ либо прекращения производства по уже возбужденному делу (п. 1 ч. 1 ст. 220ГПК РФ).

Подсудность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, определяется местом жительства заявителя. Если заявителей по делу несколько и проживают они в разных местах, то заявление может быть подано по месту жительства одного из них.

Если в качестве заявителя выступает организация, то заявление подается по месту ее нахождения. Заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом подаются в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Данное исключительное правило установлено в связи с тем, что по месту нахождения недвижимого имущества сосредоточено большинство доказательств.

Помимо общих правил, установленных ст. 131ич. 3 ст. 263ГПК РФ, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно составляться с учетом дополнительных требований. Юридическая значимость или юридически безразличный характер факта определяются судом конкретно по каждому делу. Факты, перечисленные вст.

264ГПК РФ, обладают юридической значимостью не всегда и не для любого лица, а только в определенной жизненной ситуации. Именно поэтому в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.

Определение цели, в связи с которой заявителю необходимо установить юридический факт, имеет первостепенное значение, так как исходя именно из цели, суд определяет предмет доказывания, перечень необходимых доказательств, круг заинтересованных лиц, подлежащих привлечению в процесс, да и вообще возможность установления конкретного юридического факта в судебном порядке.

В заявлении также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих юридический факт.

В большинстве случаев такими доказательствами являются письменные отказы органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит регистрация и установление юридических фактов в выдаче дубликатов необходимых документов либо в регистрации юридических фактов.

При отсутствии какого-либо внесудебного порядка регистрации и установления искомого факта такие письменные доказательства требовать от заявителя нельзя, однако в заявлении должно быть указано, что искомый юридический факт вообще не подлежит какой-либо регистрации и не устанавливается каким-либо государственным органом во внесудебном порядке. При невозможности получения заявителем необходимых доказательств суд может оказать в этом помощь путем направления соответствующего запроса в порядке ст. 57ГПК РФ.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом с участием заявителя и иных заинтересованных в исходе дела граждан и организаций. Суд в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязан выяснить круг таких лиц и вызвать их в судебное заседание.

Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым законом к решениям по делам искового производства (ст. ст. 197-198ГПК РФ).

В решении по делу об установлении юридического факта должен быть указан сам факт, наличие или отсутствие которого установил суд с приведением доказательств, на основании которых требование заявителя удовлетворено или отклонено.

При подтверждении юридического факта указывается цель его установления.

Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в иных государственных органах (ЗАГСа, Росреестра и т.п.), не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения. К примеру, в силу ст. 268ГПК РФ илич. 3 ст.

222АПК РФ решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП (п. 21Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г.

“О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”

Закон (ст. 264ГПК РФ) приводит примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые устанавливает суд по правилам особого производства.

Факта родственных отношений.В судебном порядке устанавливаются не любые, а строго определенные родственные отношения с учетом цели, которую преследует заявитель.

Факта нахождения на иждивении может потребоваться для получения наследства, для назначения пенсии в связи со смертью кормильца либо для возмещения вреда в связи со смертью кормильца.

Факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти.

Факт признания отцовства. Данный факт подлежит установлению в судебном порядке на основаниист. 50СК РФ, если:а) лицо, которое признавало себя отцом ребенка, умерло;б) между этим лицом и матерью ребенка не был заключен в установленном законом порядке брак.

В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Факт владения и пользования недвижимым имуществомможет быть установлен судом в порядке особого производства в случаях, когда закон связывает с фактическим владением и пользованием возникновение какого-либо права на данное недвижимое имущество.

Установление факта несчастного случая.По общему правилу расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляются в административном порядке.

Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в судебном порядке возможно, если органы ЗАГСа отказали заявителю в регистрации смерти.

Установление факта смерти следует отличать от установления факта регистрации смерти.

Факт принятия наследства и места открытия наследства.

Заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если орган, совершающий нотариальные действия, отказал заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с тем, что у заявителя отсутствуют документы, необходимые для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления в права наследования и во владение имуществом, либо таких документов недостаточно.

В исключительных случаях, при недостаточности представленных нотариусу документов, суд может установить факт места открытия наследства.Согласност. 1115ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

Перечень юридических фактов, обозначенный в ч. 2 ст. 264ГПК РФ, не является исчерпывающим, поэтому суды вправе рассматривать дела иоб установлении иных фактов, если они порождают для заявителей юридические последствия.

В судебной практике встречается установление следующих фактов, имеющих юридическое значение:

– факт применения в отношении гражданина политических репрессий

– факт утраты имущества в связи с политическими репрессиями ;

– факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны

– факт постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. и после этой даты, влекущий за собой признание гражданства Российской Федерации

– факт участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

– факт представления заведомо ложных сведений с целью приобретения гражданства

– факт пригодности жилого строения для постоянного проживания

– факт рождения ребенка в определенное время данной женщиной

– факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах (ч. 3 ст. 1129ГК РФ);

– факт непринятия мер по исполнению решения суда, признавшего не соответствующим федеральным законам и уставу муниципального образования, принятого представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта

– факт непринятия мер по исполнению решения суда, признавшего противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения закона субъекта Российской Федерации

– факт признания распространенных в отношении лица сведений не соответствующими действительности и порочащими сведениями

– факт непринятия наследства

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/14xa91b.html

Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства. Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов

Защита законного интереса в особом производстве необходима заявителю для осуществления или приобретения субъективного права в будущем.

Поскольку спор о праве, то нет и сторон (истцов и ответчиков), и третьих лиц. Участвуют только заявители и заинтересованные лица. При подаче заявления по делам особого производства взыскивается гос. пошлина.

Особое про-во характеризуется как неисковое, одностороннее про-во.

В порядке особого производства рассматриваются только те дела, которые прямо отнесены законом к этому виду судопроизводства (ст.

262ГПК): *об установлении фактов, имеющих юридическое значение; *об усыновлении (удочерении) ребенка; *о признании гражданина безвестно отсутствующим/ объявлении умершим; *об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; *об объявлении н/л полностью деесп-бным (эмансипации); *о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижи­мую вещь; *о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния; *по заявлениям на совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Данный перечень носит не исчерпывающий характер.

Особое производство как урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения конкретных дел, которые характеризуются отсутствием спора о праве, а также сторон (истца и ответчика) с взаимоисключающими имущественными и личными неимущественными законными интересами (пр.

гражданин обращается в суд об установлении родственных отношений, поскольку установление данного факта ему необходимо д/вступления в право наследования) . Порядок: общие правила гражданского производства, т. е. правила искового производства, за искл. тех изъятий и дополнений, которые установлены законом с учетом специфики данных дел.

Данная группа дел рассматривается судьей единолично. Проходят те же стадии, что и остальные гражданские дела. В связи с отсутствием в подобных делах истца, лицо, обратившееся с заявлением, именуется заявите­лем. Возбуждение в суде дел особого производства происходит с подачей заявления с просьбой подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юрид.

значение, либо подтвердить бесспорное право.

К числу заявителей могут быть отнесены лица, которые наделены правом на обращение в суд. Т/же могут выступать различные группы граждан и организации в зависимости от конкрет­ной категории дел особого производства.

Такое процессуальное положение в основном занимают граждане и организации, чьи права и интересы непосредственно затрагиваются решением по делу. В зависимости от степени заинтересованности можно выделить граждан, которые имеют прямую материально-правовую заинтересованность (н-р: родители по делам об усыновления).

В качестве заинтересованных лиц т/же привлекаются органы ЗАГС, отказавшие внести исправления в произведенную запись, нотариус, совершивший нотариальные действия и др.

В особом производстве, в котором отсутствуют стороны, не могут принимать участие III лица. Однако при рассмотрении дел особого производства нельзя одновременно подтверждать наличие факта и права заинтересованного лица, которое вытекает из данного факта.

Если, например, при решении вопроса о принятии заявления или рассмотрения дела по существу в порядке особого производства будет установлено наличие спора о праве, который подлежит разрешению в ином судебном порядке (например, арбитражном), то должен отказать в принятии такого заявления либо прекратить производство по делу. Если будет установлен спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, то суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов.Факт, имеющий юрид.значение — событие и действие, влекущее определенные правовые последствия. Закон приводит перечень фактов, имеющих юрид. Значение (ст.

264ГПК): родственные отношения лиц; факт нахождения на иждивении; факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти; факт признания отцовства; факта принадлежности правоустанавливающих документов лицу, ФИО которого, указанные в документе, не совпадают с ФИО по паспорту или свидетельству о рождении; факт владения строением на праве собственности и др. факты, имеющие юрид. значение. Суды принимают заявления об установлении фактов, имеющих юрид. значение, и рассматривают их в порядке особого производства, при соблюдении условий, если: а) согласно закону такие факты порождают юрид. последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет др. возможности получить/восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юрид. значение; г)действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Чтобы определить, имеет ли юрид. значение в конкретном случае тот или иной факт, нужно выяснить цель, для которой он устанавливается (пр.

, юридически безразлично наличие родственных отношений между наследодателем и лицами, не входящими в круг наследников по закону). Обращение к суду с просьбой установить факт возможно лишь при отсутствии иного порядка его удостоверения. В наст.

время административный порядок установлен для подтверждения труд. стажа, службы в Вооруж. Силах РФ, возраста граждан и др.



Источник: https://infopedia.su/15x1596.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть