Процедуры правового исследования

Основные процедуры правовых исследований

Процедуры правового исследования

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Исследовательская процедура

Исследовательская процедура — это не любая произвольно взятая часть исследования, а такая его часть, которая обладает определенной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокупного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.

Исследовательская процедура, будучи органичной автономной частью исследования, обладает его общими признаками: имеет свой объект, осуществляется с применением соответствующих методов научного познания и обеспечивает получение знаний, без которых дальнейшее продвижение к конечным результатам исследования невозможно.

Научная процедура представляет собой относительно самостоятельную часть научного исследования, осуществляемую в методологически детерминируемой форме и направленную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи.

Знание исследовательских процедур и их творческая реализация — необходимое условие успешного проведения научного исследования в целом.

В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, формулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.

Описание

Процедура систематизации эмпирического материала, завершающаяся его системным и целостным изложением, называетсяописанием.

Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследования. Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем самым оно остается в пределах эмпирического уровня познания.

Описанию органически противопоказаны рассуждения о причинах возникновения и развития исследуемого, о соотношении сущего и должного, закономерного и случайного.

Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетенцию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устойчивого, необходимого и закономерного.

Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпирического материала; 2) его систематизации; 3) изложения полученных результатов.

Классификация

Классификация понимается как распределение предметов по группам (классам) на основании какого-либо общего признака, свойства, характеризующегося различными формами проявления. При этом каждый обособленный класс образуют явления, представляющие собой какую-либо одну форму признака, взятого основанием классификации.

Классификация состоит из объекта, основания и компонентов (классов).

Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов, явлений, а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Объект классификации нередко называют наблюдаемой совокупностью.

Основание классификации представляет собой какой-либо признак, присущий объекту, исходя их которого производится классифицирование. Чаще всего этот признак характеризуется разнообразием форм проявления.

Компоненты (классы) классификации — это группы предметов, явлений и т.д., которые выделяются в наблюдаемой совокупности в соответствии с основанием классификации.

В основе каждого выделенного класса — определенный вид, форма проявления признака, взятого основанием классификации.

В результате получается определенная совокупность компонентов (классов), которые отличаются друг от друга единственным признаком — видом проявления основания классификации.

Научная классификация проводится по каким-либо существенным признакам и способствует более глубокому познанию исследуемой совокупности предметов.

Вспомогательная классификация применяется для отыскания какого-либо единичного предмета из совокупности других аналогичных предметов.

Разновидностью классификации выступает типология. Принципиальное различие типологии и классификации видится в их объекте. Типология имеет объектом наиболее сложные политико-правовые явления, например государство и право.

В конечном счете, типология должна приводить к выявлению совокупности закономерностей, общих тенденций и процессов, которые лежат в основе каждого выделенного исторического типа государства и права и которые, по мнению исследователей, обеспечивают устойчивость и развитие политико-правовой надстройки этого периода.

Понятия и их дефиниции

Предметом правовых понятий, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.

), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.

), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.).

понятия составляет совокупность признаков, благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Например, понятие «норма права» содержит признаки, отличающие данный вид социальных правил поведения от норм морали, обычаев, религиозных и корпоративных норм, технических норм.

понятия отражается в его определении (дефиниции). Дать дефиницию — значит назвать совокупность признаков, составляющих содержание понятия.

Например, правонарушение мы определяем как виновное противное деяние, совершенное деликтоспособным лицом.

Соответственно в это определение входят четыре признака понятия «правонарушение»: 1) виновность, 2) деяние, 3) противоправность, 4) деликтоспособность.

Языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание.

Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия.

Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом логических правил.

Объяснение

Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность и (или) структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения.

Объяснение состоит из трех частей: эксплананса, экспланандума и логической формы, — дедукции и индукции, обеспечивающих получение нового достоверного знания.

Эксплананс (объясняющий) содержит научно обоснованные положения, из которых с необходимостью или вероятностью следует заключение (экспланандум).

Экспланандум содержит заключение, которое с необходимостью или определенной вероятностью вытекает из эксплананса и в котором утверждается или отрицается наличие соответствующих свойства, связи у исследуемого явления, процесса, словом, содержится ответ на вопросы «почему?», «что?» или «каким образом?».

Объяснение может быть дедуктивным или индуктивным.

В правовых исследованиях наиболее широкое применение находят нормативно-правовой (догматический), целевой (телеологический) и функциональный виды объяснений.

Аргументация

Под аргументацией понимается процедура обоснования достоверности (истинности) какого-либо научного положения (утверждения) с использованием других эмпирических, теоретических и методологических положений науки.

В аргументации выделяют три члена: тезис, аргументы, или основания, и демонстрацию.

Критика

Оценка наличного теоретического или эмпирического знания, объективированного в печатных или рукописных источниках, понимается как критика.

Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Ее объектом выступает научное знание, а не объективная реальность, составляющая объект или предмет соответствующей науки.

Объектом критики могут стать положения какой- либо правовой теории, школы, доктрины, взгляды отдельного ученого, положения конкретной монографии, иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какому-либо вопросу.

Критика может проводиться с самыми различными целями, во- первых, для оценки состояния научных исследований по какому- либо вопросу, научной проблеме, отрасли научного знания, научной значимости отдельной работы; во-вторых, для раскрытия идей правовых школ, теорий, доктрин; в-третьих, для объяснения процессов становления и развития политических и правовых учений в пределах отдельного региона, государства или в планетарном масштабе.

По своей логической природе критика во многом напоминает аргументацию, только проводимую с прямо противоположными целями.

Если аргументация проводится для обоснования научного знания, то критика, наоборот, преследует цели выявления фактов неполного соответствия научного знания логическим, методологическим и теоретическим требованиям.

Поэтому терминология, используемая в аргументации, с успехом применяется для обозначения соответствующих компонентов критики.

Вопросы для повторения.

1. Дайте понятие исследовательской процедуры.

2. Назовите структуру описания.

3. Чем отличается классификация от типологии?

4. Как соотносится понятие и дефиниция?

5. Охарактеризуйте объяснение как процедуру правового исследования.

6. Охарактеризуйте аргументацию как процедуру правового исследования.

7. В чем отличие аргументации от критики.

Резюме по теме

Для того, чтобы эффективно проводить правовые исследования необходимо знать что представляет собой правовое исследование, его структуру и виды; строго соблюдать стадийность исследования, грамотно формулировать новизну юридического исследования и обоснованно применять процедуры правовых исследований.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-04; просмотров: 4327 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-18741.html

Состав правового исследования

Процедуры правового исследования

Правовое исследование, как и любая иная научная деятельность, представляет собой систему, состоящую из пяти элементов:

1) субъекта; 2) объекта; 3) методов познания; 4) технических и иных средств, используемых в процессе познавательной деятельности; 5) результатов познания.

Субъект правового исследования – это личность, высококвалифицированный специалист в одной из отраслей правовой науки.

Для успешного ведения научных исследований, решения проблем правовой науки на уровне теоретического знания он должен обладать как минимум четырьмя свойствами: 1) иметь глубокие знания в соответствующей отрасли правовой науки; 2) знать и понимать философские основы правовой науки, а также общие закономерности функционирования и развития права и государства; 3) владеть современными методами научного познания; 4) обладать фантазией и интуицией. Благодаря названным свойствам индивид способен осуществить переход от наличного неполного или неточного знания к новому теоретическому знанию, т.е. обогащать науку новыми теоретическими знаниями.

Объект правового исследования представляет собой фрагмент конкретной реальности, который в соответствующей отрасли правовой науки отражен неполно или неточно, знания о нем имеют проблематичный характер, тогда как потребность в углубленном научном познании этого фрагмента действительности явно ощущается на научном и (или) практическом уровне. Исследователь обращает внимание на пробел в науке и находит возможным его восполнить посредством проведения специального научного исследования. С этими целями он формулирует научную проблему, в которой определяет круг вопросов, подлежащих изучению, в также примерные пути и способы ее решения.

Следующим компонентом в структуре правового исследования выступают 3) методы научного познания, а также 4) технические и иные средства, используемые в процессе познавательной деятельности, в числе которых наиболее значимыми являются финансовые, информационные и оргтехнические. Научные исследования требуют значительных материальных затрат. К сожалению, в настоящее время большая часть расходов на них оплачивается из личных средств исследователей.

Информационные средства – библиотечные фонды, архивы и средства поиска информации – имеют особое значение для исследовательской деятельности ученых-правоведов.

С помощью библиотечных фондов ученые-правоведы имеют возможность познать весь комплекс научных знаний, добытых их предшественниками за всю историю человечества, а с помощью архивных данных – изучать исторические события, процессы и на их основе формировать эмпирические знания.

Успешная научная деятельность невозможна также без использования всего арсенала современной организационной техники, т. е. комплекса методов и средств, позволяющих значительно облегчить процесс проведения технических, учетных операций на всех стадиях научного познания.

Сюда входят простейшие средства оргтехники: папки, пишущие инструменты, бумага, скрепки и др., средства копирования и размножения документов (сканеры, принтеры,), средства связи (телефоны, Интернет), вычислительная техника.

Результаты успешно проведенного исследования должны знаменовать собой рождение новых, еще не известных науке знаний, которые могут выражаться в самых различных мыслительных формах: эмпирических фактах, понятиях, категориях, научных закономерностях, решениях отдельных проблем науки. Особо выдающиеся результаты исследования могут завершаться созданием новой теории, позволяющей позитивно решить ряд основополагающих проблем науки, не решаемых в рамках действующих научных доктрин.

Стадии правовых исследований.

Подготовка правового исследования представляет собой достаточно длительный процесс, который включает в себя ряд стадий (этапов). Обязательными из них являются:

1. Определение цели исследования (целеполагание), то есть определение, какого результата исследователь собирается достигнуть с учетом имеющейся литературы и юридической практики, а также своих собственных возможностей.

На этой стадии составляется план и программа исследования, формируются ее цель и задачи, определяется возможность получения эмпирического материала и др. На этой стадии проводится «разведка» библиографической базы исследования.

Начинать ее надо с учебной литературы, комментариев законодательства, затем переходить к фундаментальным исследованиям и новым публикациям.

2. Подготовительная стадия связана с освоением литературы по избранной проблеме и изучением соответствующей юридической практики. Алгоритм изучения от учебной литературы к последним научным публикациям должен соблюдаться. На этой стадии может корректироваться план и предмет исследования, излагаться фрагменты работы с изложением предварительных выводов.

3. Эмпирическая стадия связана с установлением истории изучаемой проблемы, ее неизученных или недостаточно изученных сторон. Во многом это результат анализа результатов работы на предыдущей стадии, а также результаты наблюдений, изучения статистических данных, новых публикаций и др. Она должна завершаться сбором наиболее полной базы эмпирических данных.

4. Теоретическая стадия, на которой может определяться сущность исследуемых правовых явлений, закономерности их развития и взаимная связь, формулироваться общие выводы и предложений по совершенствованию законодательства, юридической практики, определяются новые подходы к теоретическим проблемам.

Надо иметь в виду, что как составная часть работы, так и вся научная работа в целом, не может быть без авторских выводов, отражающих новизну исследования и личный вклад автора. Любое да-же самое подробное описание проблемы – это подготовка к теоретической стадии исследования, за которой должна следовать стадия выявления закономерностей и формирование авторских выводов.

Они должны отвечать критериям научных знаний о праве, о чем будет сказано ниже.

5. Стадия изложения и оформления результатов исследования связана с окончательным составлением текста исследования в соответствии с определенными требованиями. Надо учитывать, что это формальная стадия, тем не менее, является важнейшей, отражает научную добросовестность и корректность автора (выходные данные литературы и источников, правильное цитирование и др.).

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1938;

Источник: https://studopedia.net/4_64080_sostav-pravovogo-issledovaniya.html

Основные процедуры социальных правовых исследований

Процедуры правового исследования

В социальном правовом исследовании чаще всего выделяют следующие пять процедур: 1) составление программы исследования; 2) сбор эмпирической информации; 3) обработка и обобщение данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов исследования.

Программа социального правового исследования представляет собой письменный документ, который подготавливается исследовательским коллективом и включает перечень методологических, теоретических и организационных процедур, проведение которых признается необходимым для познания предмета и достижения целей исследования.

Составление программы образует непосредственную задачу и содержание первой процедуры социального правового исследования.

На этой же стадии подготавливаются формы исследования, разного рода опросные листы, иные формы документов, призванные обеспечить унифицированный сбор информации всеми участвующими в исследовании исполнителями.

В целях проверки годности анкет, иной исследовательской документации, используемой для получения первичной информации, могут проводиться предварительные, так называемые пилотажные, обследования. В ходе этих процедур осуществляется сбор информации, но небольшой совокупности обследуемых, а затем доработка форм исследования.

Вторая процедура социального правового исследования сводится к сбору первичной информации, или, на языке социологов, — полевому обследованию. Современная социология располагает достаточно широким набором методов сбора и изучения единичных фактов.

Это могут быть методы анализа письменных документов, непосредственного наблюдения, опроса, социального правового эксперимента и др. Сбор осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренной программой, и с использованием разработанных форм исследования.

На этой стадии требуется решить две главные задачи: 1) обеспечить сбор информации в количестве, предусмотренном программой, иначе исследование будет нерепрезентативным; 2) собрать качественный материал, т. е.

получить информацию, которая бы верно и полно отражала исследуемый объект, соответствовала его действительному состоянию. Данная задача достигается специальной подготовкой интервьюеров, строгим выполнением ими инструкций, опросов компетентных лиц и другими способами.

Третья процедура социального правового исследования подразумевает обработку и обобщение данных, статистический анализ первичной информации, полученной в процессе полевого обследования.

Поскольку массив такой информации может быть довольно объемным, то процедура статистического анализа, как правило, осуществляется с применением современной вычислительной техники, позволяющей успешно проводить многофакторный анализ и устанавливать регрессионные (корреляционные) показатели.

Данные, полученные в ходе статистического анализа первичной информации, подлежат объяснению и обоснованию.

Связи и отношения, устанавливаемые в ходе статистического анализа, сами по себе ничего доказывать не могут, поскольку они могут содержать как действительные, так и мнимые связи.

Чтобы выявить действительные связи и отношения, их нужно объяснить с позиции общей теории права или иной юридической науки. Поэтому важнейшей стадией социального правового исследования выступает четвертая процедура — научный анализ и объяснение данных.

Объяснить статистическую закономерность или иной научный факт — значит установить его место в системе науки, раскрыть его сущность, определить связи факта с другими компонентами научного знания, истинность которых уже доказана.

С логической стороны объяснение выступает как дедукция, т. е. подведение особенного под общее и всеобщее.

Поэтому необходимыми компонентами объяснения выступают статистический закон или факт, подлежащий объяснению, и система теоретических положений, выводов науки, способная объяснить эту закономерность или данный факт.

При проведении пятой процедуры результаты теоретического анализа данных социального правового исследования и полученные на их основе выводы излагаются в форме научного отчета, статьи, иной научной работы в целях доведения полученных результатов до научной общественности и вовлечения их в научный оборот, использования в других исследованиях и работах.

Таким образом, каждая процедура социального правового исследования имеет собственное содержание и представляет собой определенную совокупность шагов, осуществляемых в целях получения новой информации об объекте исследования.

Конечная цель исследования достигается лишь при проведении четвертой процедуры, когда удается дать научное объяснение полученной в ходе социологического наблюдения информации. На предшествующих стадиях проводится хотя и необходимая, но подготовительная работа. Таким образом, процедуры социального правового исследования находятся между собой в устойчивой иерархической связи.

иерархической связи процедур социального правового исследования характеризуется тем, что:

1) итоги деятельности, осуществленной при проведении одной процедуры, выступают основанием для другой процедуры. Социологическое наблюдение, проводимое в целях сбора социологической информации, проводится на основе программы и формы исследования, подготовленных на первой, начальной стадии исследования.

Полученная информация подвергается обобщению и статистической обработке, а затем начинается ее теоретический анализ.

Чтобы полученные результаты оказались доступными широкой научной общественности, исследовательский коллектив по итогам исследования готовит статьи, монографии и иные научные публикации;

2) каждая процедура социального правового исследования имеет четко установленное место по отношению к другим процедурам в структуре исследования. Логика познания требует осуществления процедур в строго определенной последовательности, которая не может нарушаться по желанию исследовательского коллектива;

3) социальное правовое исследование может приводить к получению подлинно научной, объективной и репрезентативной информации лишь при условии последовательного и правильного проведения исследовательских процедур, необходимых для данного исследования. Брак в социальном правовом исследовании, как и в любой иной форме научного познания недопустим.

В связи с тем, что информация, получаемая на одной стадии исследования, выступает исходным началом для другой, то только качественная информация, последовательно получаемая на всех стадиях, обеспечивает успех социального правового исследования.

И, наоборот, неполная или неточная информация, полученная на стадии сбора, приводит к неверным результатам на последующих стадиях, даже при условии надлежащего выполнения всех необходимых исследовательских процедур.

Научный анализ может иметь объективно-истинные результаты при том непременном условии, что он основывается на объективно-истинной информации. В то же время качественная первичная информация не гарантирует отсутствие ошибок на стадиях ее статистического и теоретического анализа.

И только верное применение всех соответствующих социальному правовому исследованию методов, приемов обеспечивает успех исследования в целом, получение объективно-истинных знаний, которые были нужны для решения соответствующей научной или практической проблемы.

Источник: https://poisk-ru.ru/s18655t11.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть