Расследование краж и ограблений

Типичные следственные ситуации и программы расследования краж чужого имущества | Студент-Сервис

Расследование краж и ограблений

После возбуждения уголовного дела, весь процесс дальнейшего расследования кражи строится в зависимости от объема информации о событии кражи и личности преступника, имеющихся в распоряжении следователя. В связи с этим можно выделить несколько типичных ситуаций, которые определяют основные направления деятельности следователя и оперативных работников по конкретному делу.

Для первоначального этапа расследования краж характерны следующие следственные ситуации:

Лицо, совершившее кражу (либо покушавшееся на нее), задержано на месте преступления или непосредственно после его совершения потерпевшим, сотрудниками полиции, гражданами.

В этой ситуации задача расследования – собрать фактические данные, доказывающие факт совершения кражи конкретным лицом. С этой целью производятся следующие действия:

  • задержание лица в качестве подозреваемого (в соответствии со ст. 91,92 УПК РФ);
  • личный обыск этого лица и выемка похищенного имущества, приобщение к делу в качестве вещественных доказательств;
  • допрос подозреваемого с целью выяснения данных о его личности, обстоятельствах кражи и поимки с поличным;
  • допрос лиц, обнаруживших преступление;
  • допросы свидетелей;
  • осмотр места кражи;
  • очные ставки;
  • обыск по месту жительства подозреваемого;
  • предъявление обнаруженных при обыске вещей для подозреваемого;
  • предъявление обнаруженных при обыске вещей для опознания;
  • оперативным путем – установление данных о личности подозреваемого, проверка его на причастность, установление данных, свидетельствующих о количестве преступников.

Общими для всех остальных ситуаций являются такие действия, как:

  • осмотр места происшествия и обследование прилегающей территории;
  • допросы потерпевшего, членов его семьи, свидетелей (материальноответственных лиц, работников предприятий, где была совершена кража);
  • информирование личного состава ОМВД России по району и соседних органов о совершенном преступлении, приметах преступника и похищенного;
  • перекрытие путей и мест вероятного движения и нахождения преступника;
  • постановка на криминалистический учет похищенных вещей и предметов;
  • подготовка и передача списков похищенного в дежурную часть и другие службы ОВД;
  • инвентаризация и документальная ревизия;
  • назначение судебных экспертиз.

Факт кражи установлен, имеются сведения, позволяющие выдвинуть версию о причастности конкретного лица к совершенной краже.

Основной объем работы в рассматриваемой ситуации, как правило, ложится на оперативного работника, чтобы преждевременно не раскрыть перед заподозренным имеющуюся информацию, т.к. это может повлечь за собой уничтожение следов преступления или попытку скрыться от следствия.

Факт кражи установлен, имеются сведения для задержания конкретного лица в качестве подозреваемого, но он скрылся от следствия.

Действия следователя в данной ситуации направлены на сбор данных, выявление связей, установление мест возможного его появления, принятие мер к задержанию и доставлению его к месту следствия. При розыске скрывшегося преступника могут быть выдвинуты следующие версии:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  1. Разыскиваемый выехал за пределы населенного пункта, где совершил кражу.
  2. Преступник скрывается у своих родственников, знакомых, друзей.
  3. Преступник находится в ином месте.

В данной ситуации первоначальными следственными действиями могут быть:

  • осмотр места происшествия;
  • допрос потерпевшего;
  • допрос очевидцев преступления;
  • допрос лиц, которые могут дать сведения о преступнике;
  • контроль и запись телефонных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
  • отдельное поручение ОУР на розыск преступника.

Имеются сведения, позволяющие выдвинуть версию об инсценировке кражи.

В подобной ситуации, прежде всего, необходимо начать с допроса материально-ответственного лица (потерпевшего), обыска по месту жительства и работы, проведения криминалистических экспертных исследований замков, следов взлома и т.д.

Факт кражи установлен, лицо, совершившее кражу, неизвестно. Сведения, позволяющие выдвинуть версию о причастности к краже конкретного лица, отсутствуют.

Следователь должен определить круг лиц, среди которых следует вести поиск преступника. Выдвигаются следующие версии о лицах, среди которых может находится преступник:

  1. Лицо, ранее судимое за аналогичные преступления.
  2. Лицо, ранее совершавшее преступления аналогичным способом.
  3. Лицо, является несовершеннолетним.
  4. Лицо, не имеет постоянного места жительства.
  5. Лицо, не имеет постоянного места работы.
  6. Лицо, принадлежит какой – то другой социальной группе.

А с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть построены следующие версии:

  • кража совершена одним лицом или группой лиц;
  • кража совершена лицом, располагающим сведениями о потерпевшем и его имуществе;
  • кража совершена лицом, не имеющим непосредственное отношение к потерпевшему с участием лиц, знающих потерпевшего;
  • кражу совершил преступник, не знающий потерпевшего и не связанный с кем-либо из окружения потерпевшего.

Вместе с тем следует отметить, что при расследовании данного вида преступлений следователи при составлении планов расследования и планов совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий указывают преимущественно типичные версии, без конкретизации с учетом обстоятельств совершения преступления.

Для данной ситуации можно рекомендовать следующие следственные мероприятия:

  • предъявление лицам, видевшим преступника фотоальбомов с изображением лиц, состоявших на учете в ОВД;
  • составление композиционного портрета лица, совершившего кражу;
  • проверка по криминалистическим учетам;
  • дать поручение уголовному розыску по установлению лица, совершившего кражу, по установлению и проверке мест сбыта похищенного в целях обнаружения похищенного имущества.

В зависимости от характера обстоятельств кражи, результатов, проведенных первоначальных следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий может быть выдвинуты более конкретные и достаточно обоснованные версии о лицах, причастных к кражам.

Поиск таких лиц должен осуществляться:

  • по приметам преступника, выявленным при допросах свидетелей и при изучении следов на месте происшествия;
  • по способу совершения преступления;
  • по следам и предметам, оставленным на месте происшествия преступником;
  • по приметам похищенного имущества.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/tipichnye-sledstvennye-situatsii-i-programmy-rassledovaniya-krazh-chuzhogo-imushhestva/

Таких спецбортов в России всего четыре – это настоящие командные пункты, с каждого из которых возможно автономное, с воздуха, управление всеми Вооружёнными силами страны в случае любого конфликта, когда невозможно делать это наземным способом. В частности – полномасштабной ядерной войны, отчего, собственно, такой Ил-80ВзПУ (или изделие “65с”, или Maxdome, по классификации НАТО) и получил название “самолёта Судного дня”. Другое наименование – “воздушный бункер Путина”.

Суть такого центра состоит в том, что при возникновении неотвратимой угрозы для жизни высшего руководства государства он эвакуирует их, и они ведут командование уже с воздуха.

Впрочем, в вероятности подобного сценария всегда есть сомнения – хотя бы потому, что до аэропорта базирования ВзПУ ещё надо добраться, потом – взлететь и так далее.

Тем не менее они существуют – с середины 1980-х, когда совершён первый пробный полёт такого Ил-80.

За несколько лет до этого ЦК поставил задачу конструкторам разработать “воздушный бункер” по примеру США, что и было сделано. Советский вариант “самолёта Судного дня” создан на базе Ил-86, но, конечно, кардинально от него отличается.

Во-первых, он сверхпрочный и обеспечивает максимальную защиту пассажиров от оружия массового поражения, включая радиоактивное.

Во-вторых, напичкан (с течением времени, само собой, всё это добро обновляется) всевозможной аппаратурой – навигационной, спутниковой, позволяющей быть полностью автономным во время полёта; есть даже выпускная тросовая антенна для связи с подводными лодками, способная вытягиваться на 8 км. В-третьих, он способен дозаправляться в воздухе.

Ещё из особенностей: там нет иллюминаторов, а визуально от гражданского борта Ил-80 отличается огромным “наростом” на передней части фюзеляжа, где сосредоточено всё радиоэлектронное оборудование.

Словом, это сверхсекретный объект, и всё, что там есть, это гостайна, даже винтики. Все четыре “воздушных бункера” находятся под круглосуточной охраной и базируются, если верить открытым данным, на аэродроме в Чкаловском. Их полёты, обслуживание, тренировки не афишируются.

Неделю назад проверяли – всё было нормально. А потом – бах! – оказалось, люк вскрыли

Соответственно, и перелёт одного из этих “Илов” в Ростовскую область, на базу Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК; выпускает знаменитые крылатые амфибии Бе-200 и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а также производят ремонт некоторых судов), никак не должен был стать достоянием общественности.

Требовалось-то всего-навсего заменить смазку на амортизаторах шасси – работа, безусловно, важная и серьёзная (потому и пришлось лететь за тысячу вёрст из Подмосковья на Азовское море), но нельзя сказать, что сверхсложная.

ТАНТК выпускает не только знаменитые амфибии Бе-200, но производит и “младшего брата” Ил-80 – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Так что охрана на аэродроме всегда должна быть на высочайшем уровне. ТАНТК им. Бериева/beriev.com.

Так вот, к концу ноября всё было готово: 26-го числа объект прошёл процедуру приёмки, были запечатаны основной и грузовой люки, везде поставили пломбы. Оставались чисто технические моменты.

4 декабря при осмотре оказалось, что один из люков – грузовой – вскрыт. Самым беспардонным образом. “Как консервную банку”, – невесело пошутил в беседе с Царьградом источник в силовых структурах.

Естественно, грянула буря – ещё бы, взломан объект государственной важности!

Но реальность оказалась значительно хуже.

Неизвестные, проникшие в салон (причём полицейские позже обнаружили и “пальчики”, и следы подошв), стащили – вырвали “с мясом” – 39 блоков радиостанционных приборов, а также пять демонтированных электронных плат с таких же устройств (почему их не убрали и они там лежали вроде как “сами по себе”, тоже вопрос).

Начальник СБ ТАНТК им. Бериева (входит в Объединённую авиастроительную корпорацию) написал заявление в правоохранительные органы, возбуждено уголовное дело по статье “Кража”, преступников ищут.

Но!

Есть важнейший момент: куда делись эти приборы? Отнесли их в пункт приёма цветмета? Или их уже переправили успешно за бугор, и теперь ими активно занимаются чужие специалисты?

Два экс-руководителя оказались под уголовкой. Что происходит на заводе?

Известный военный эксперт, главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко  назвал случившееся в беседе с Царьградом очень странной историей – и считает, что, учитывая важность ограбленного объекта, к расследованию должна подключиться военная контрразведка.

Это ключевой элемент в системе управления стратегическими ядерными силами,

– пояснил Коротченко.

И кстати, по нашей информации, это уже случилось: к делу действительно подключились органы госбезопасности.

Один из ключевых вопросов, на который им предстоит ответить, – как, собственно, вообще попали воры на территорию комплекса?

Из личного опыта скажу: мне несколько раз доводилось в разные годы бывать в ТАНТК им. Бериева, освещая мероприятия (в качестве журналиста) с участием различных руководителей, и каждый раз нам, представителям СМИ, надо было проходить весьма жёсткую проверку. А аэропорт “Таганрог-Южный” вплотную примыкает к территории комплекса и служит его базой. Вокруг – заборы, колючка, камеры наблюдения.

Так, впрочем, было лет, наверное, пять-семь назад, когда я бывал там в последний раз. Может, конечно, что-то поменялось.

С тех пор производитель Бе-200 несколько раз оказывался в скандальных новостях.

Одно из самых громких дел – странное массовое отравление таллием, которое, по версии следствия, устроил инженер ТАНТК Владислав Шульга, добавив в 19-литровые бутыли с питьевой водой ядовитое вещество – якобы, из-за неприязненных отношений с сослуживцами. Пострадали более 30 человек: у них выпадали волосы, оказались повреждены внутренние органы, один и вовсе лишился зрения.

Сначала Шульга признал вину, но позже отказался от показаний, объявив, что их выбили из него под давлением. Главное, пока никто нормально не смог ответить: каким образом таллий вообще оказался на территории научного комплекса?

Два подряд руководителя авиакомплекса оказались под следствием, один уже осуждён. ТАНТК им. Бериева/beriev.com.

Другая неприятная история – уголовные дела в отношении двух экс-гендиректоров предприятия.

Одного, Юрия Гаривадского, уже осудили на два года за срыв госконтракта с Минобороны, в отношении второго бывшего руководителя – Юрия Грудинина (к тому времени он уже стал гендиректором ПАО “Ил”) расследование продолжается, ему инкриминируется получение незаконных выплат (на 3,7 млн рублей) в качестве автора патента, хотя он таковым не являлся, а также начисление неоправданных премий приближённым.

Сейчас ТАНТК руководит экс-министр промышленности Ростовской области.

Это к тому, что действительно непонятно, что там – в Таганрогском авиакомплексе – происходит в принципе.

Не просто воровство, тут пахнет диверсией

Экс-замминистра гражданской авиации Советского Союза, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в беседе с Царьградом тоже удивился именно тому, что воры вообще оказались на территории заводского аэродрома, который должен охраняться даже круче, чем гражданский. И уже тем более, если речь идёт о секретных аппаратах.

“Был вскрыт грузовой люк, а на это имеет право только экипаж, и никто другой. Если экипаж сдал под охрану этот самолёт, то она несёт ответственность головой за этот самолёт”, – отметил он.

Смирнов, однако, не исключает версию обычного криминала, ведь сбыть такие устройства крайне сложно.

А вот заслуженный пилот России Юрий Сытник просто уверен, что произошедшее – явная диверсия: западные спецслужбы давно охотились именно за этим самолётом. И вопросы, по его мнению, сейчас должны возникнуть к тем, кто его туда поставил и не обеспечил должной безопасности.

Надо искать или у натовцев, или на Украине, или в Турции. Этим нашим “большим друзьям” очень интересно, чем занимаются российские генералы на борту самолёта, чем занимаются операторы. Здесь не просто воровство. Диверсия. Этих блоков, может статься, никогда не найдут. А если их расшифруют, нам придётся затратить очень большие деньги для того, чтобы восстановить новые коды,

– полагает Сытник.

То есть нам это грозит, проще говоря, потерей больших денег – чтобы поменять коды, восстановить аппаратуру самолёта, заказать эксклюзивные аппараты, которые необходимы.

Хуже всего, что сам факт кражи уронил, по выражению Сытника, престиж страны “до плинтуса”.

Действовали либо конченые наркоманы, либо следы оставлены нарочно

Источник Царьграда в правоохранительных органах между тем сообщил, что сейчас оперативники угрозыска шерстят все точки приёма цветного металла, куда теоретически могли вынести украденные блоки.

“Одновременно идёт проверка на причастность к совершению преступления лиц из числа охранения аэродрома. Прежде всего кто они, эти умельцы, сумевшие проникнуть на особо охраняемый объект? Как им в принципе удалось туда попасть? Вот основные вопросы”, – объясняет наш собеседник.

Странно, продолжает он, что были оставлены следы – так поступают либо конченые наркоманы, которым просто плевать на меры конспирации, либо это сделано нарочно, чтобы пустить сыщиков по ложному следу, заставить отрабатывать как раз бытовую версию.

Таганрог находится близко к границе с Украиной, откуда попасть на территорию России, несмотря на все моменты с отношениями двух стран, вовсе не сложно. У многих жителей из сопредельного государства здесь проживают родственники, друзья, знакомые. Значит, исключать вероятности хищения с целью получения именно секретной информации нельзя,

– считает в свою очередь бывший опер РУБОПа Александр Григорьев.

Не факт, делает он оговорку, что это нужно было именно, условно говоря, СБУ – существуют интересанты покруче, те, кто “курирует” украинские спецслужбы, из США и НАТО.

С этой версией согласен военный обозреватель “Комсомольской правды” Виктор Баранец.

“Я думаю, две варианта можно рассматривать, – говорит он.

– Первый: жуликам, которые пробрались на борт, рассказали заранее – мол, в тех системах, что вы будете раскручивать, полно золота и платины, а они стоят, скажем, по 2400 рублей за грамм, мы их переплавим, и вы сразу станете богатыми людьми.

Другой, хоть и не хочется думать: их направили туда именно те, кто реально давно пытается заполучить секреты из этого аппарата. Засунули воришкам по сто долларов в зубы, и вперёд. Юг России – там же кишат шпионы с сопредельного государства”.

“Под арест всех, кто отвечал за охрану объекта!”

Репутационный ущерб нанесён, подчёркивает Баранец, чудовищный. Однако, по его мнению, не стоит всё же преувеличивать масштабы случившегося: да, машины важнейшего значения, но в случае угрозы они вряд ли будут задействованы.

“К этой затее ещё в советские времена наши стратеги относились с большим сомнением: да, это воздушный пункт управления.

Только, как и каждая взлетевшая в воздух “корова” – а это гигантский самолёт, – такая цель рискует быть поражённой, – уточняет военный эксперт.

– Потому мы держим их “на всякий случай”, имея другие варианты управления войсками, в том числе и стратегическими ядерными силами, у нас уже всё это есть, отработано”.

В случае ядерного конфликта, продолжает он, никто не будет мчаться из Кремля на Чкаловский, чтобы усесться в них и лететь для осуществления командования с воздуха: эти “Илы” и так находятся под круглосуточным наблюдением западных разведок, и ни о каком, соответственно, “самолёте Судного дня” как таковом не может идти речи.

https://www.youtube.com/watch?v=d4g8qbRhc-w

Они – резерв, на всякий случай. Но странно другое! Этот самолёт, в любом случае, относится, на самом деле, к стратегическим объектам. Так какой там, ёлки-палки, часовой его охранял, если позволил разворовать?! Там, может быть, шифры, по которым ядерные коды можно передавать.

А если пресловутый ядерный чемоданчик придётся, не дай Бог, задействовать с этими кодами?! Как такое можно представить! Это не аэродром, а просто какая-то артель “40 лет урожая!”, если такое допустили! Вся охрана должна быть арестована – вплоть до начальника базы.

Шойгу просто обязан разобраться с тем, что произошло,

– не сдерживает эмоций Виктор Баранец.

Добавим, что в настоящее время вся официальная информация по ходу расследования случившегося засекречена.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/vskryli-kak-konservy-kto-stoit-za-ogrableniem-vozdushnogo-bunkera-putina_304628

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть