Структура мирового суда рф

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

Структура мирового суда рф

Институт мировых судей является не новым в зарубежной юстиции и действует на территории многих государств, таких как США, Греция, Англия, Италия и других. Введение института мирового судейства в начале XX века поставило Россию в один ряд с цивилизованными странами с развитой разветвленной судебной системой.

В настоящее время роль мировых судов увеличивается, о чем свидетельствует количество рассматриваемых дел мировыми судьями.

Особенности организации деятельности мировой юстиции связаны с тем, что, с одной стороны, данные суды составляют одно из звеньев судебной системы Российской Федерации, как суды общей юрисдикции. С другой стороны, они характеризуются как суды субъектов Российской Федерации. Данный факт предопределяет особенности организации их деятельности.

Правильная организация работы судов ведет к высокому качеству осуществления правосудия и выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

Организация деятельности судов, в том числе мировых судов, должна включать анализ следующих аспектов их деятельности:

1)        организацию делопроизводства;

2)        организацию рассмотрения дел в различных инстанциях;

3)        организацию работы по подготовке дел к судебному разбирательству;

4)        организацию работы по обращению к исполнению судебных решений;

5)        организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

6)        организацию работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан;

7)        организационное обеспечение судов;

8)        организацию работы аппарата судов.

Таким образом, можно дать условное определение, что организация деятельности судов — это планомерное и продуманное устройство работы судов [4, с. 26].

Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

1.         Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

2.         Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

3.         Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия [2, с. 42].

В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.

1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

Так как Законом «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г.

«О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия.

Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи [6, с. 120].

Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка имеет целью приближения суда к населению. Данной цели возможно достигнуть в случае, если мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье прежде всего в силу территориальной близости.

Переходя к проблеме осуществления мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

Однако, на практике складывается ситуация, отсутствует возможность раздельного размещения мировых судей на территории вверенных судебных участков, им предоставляют помещение либо в зданиях районных судов, либо хотя и не в них, но все равно всем вместе в районном центре.

Такая ситуация наиболее характерна для крупных городов, что отрицательно сказывается на доступности мировой юстиции для граждан, поскольку преимущество получают только граждане, место жительство которых ближе расположено к районному центру и месту нахождения помещения мировых судей.

Принцип осуществление деятельности в пределах судебных участков на практике привел к неравномерности распределения между мировыми судьями нагрузки по рассмотрению дел. Так, согласно сведениям о работе мировых судей Хабаровского края за 12 месяцев 2013 г.

мировым судьей судебного участка Комсомольского района Хабаровского края № 54 рассмотрено 64 уголовных дела, 832 гражданских, 1018 дел об административных правонарушениях, общая нагрузка составила 190 дел, в то время как мировым судьей судебного участка № 33 Центрального округа г.

Комсомольска-на-Амуре рассмотрено 81 уголовных дел, 2606 гражданских и 941 дел об административных правонарушениях. Общая нагрузка данного судьи составила 346 дел. То есть нагрузка, исходя из числа дел, различается почти в 2 раза [8].

Большая загруженность ведет к более длительному рассмотрению дел, при этом падает качество рассмотрения. Это нарушает право граждан на доступное правосудие.

Как показывают статистические данные, загруженность мировых судов определяется не количеством жителей на участке, а уровнем хозяйственного оборота, степенью концентрации объектов производства, уровнем преступности и другими особенностями местности.

Исходя из указанной проблемы, представляется целесообразным внести изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», расширив территориальные показатели для создания судебных участков из расчета численности от 10 до 40 тысяч человек. В данных рамках у субъектов РФ будет больше возможности решения проблемы повышенной нагрузки путем изменения границ судебных участков.

Проблема временного увеличения нагрузки вполне может быть разрешена путем привлечения к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи, судьи, находящегося в отставке.

Представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» положениями, регламентирующими положение добавочных мировых судей, которые бы отличались от участковых мировых судей только отсутствием конкретного судебного участка, а их назначение на участок осуществлялось бы председателем суда уровня субъекта РФ.

Институт добавочных судей уже знаком судебной системе России. Так, согласно ст. 45.1 Уголовного судебного уложения с 1886 г.

вводились добавочные мировые судьи, которые назначались постановлением съезда мировых судей для исполнения обязанностей участковых мировых судей в случае их устранения, отсутствия, болезни, смерти, а также для облегчения тех, которые чрезмерно обременены участковыми делами [5, с. 59].

Таким образом, организация работы мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организации работы в других звеньях судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

В связи с этим представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту:

1)        полномочия мировых судей как должностных лиц, установив их равными полномочиям председателей судов;

2)        уменьшение нижней и увеличение верхней границы количества населения на один судебный участок;

3)        создание не менее двух судебных участков в судебном районе;

4)        размещение мирового судьи непосредственно на территории судебного участка;

5)        введение добавочных мировых судей для привлечения к отправлению правосудия в случае временного увеличения нагрузки мировых судей;

6)        установить, что в случае отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей может быть не только возложено председателем районного суда на мирового судью ближайшего судебного участка либо, если это невозможно по каким-либо причинам (в районе — один судебный участок и т. п.), председателем суда соответствующего субъекта РФ на мирового судью ближайшего судебного участка другого района, но и на судью в отставке.

Предлагаемые изменения в законодательстве, направленные на эффективную организацию деятельности мировых судей при осуществлении ими судебной власти, приведут к повышению уровня защиты прав граждан в Российской Федерации.

Особенностями организационного обеспечения деятельности мировых судей, отличающие его от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, являются:

1.    Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

2.    Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей за счет средств бюджета субъектов РФ.

3.         Количество работников аппарата мирового судьи и порядок их назначения.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей в части их финансирования осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Финансирование судов из федерального бюджета направлено на повышение их самостоятельности и независимости.

В связи с этим положения законодательства, устанавливающие материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение их квалификации, возмещение процессуальных издержек за счет средств бюджета субъектов РФ, прямо противоречат ст.

124 Конституции РФ, устанавливающей финансирование судов только из федерального бюджета с тем, чтобы обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В научной литературе уже указывалось, что недопустимо расчленять конституционное понятие «финансирование судов» на «собственно финансирование» и «материально-техническое обеспечение», так как это прямо направлено на обход конституционных принципов финансирования и снижение гарантий независимости судебной власти [7, с. 47].

Вопрос о соответствии Конституции РФ Закона «О судебной системе Российской Федерации» в части возложения материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и работников их аппаратов на органы власти субъектов РФ до настоящего времени остается открытым.

Таким образом, организационное обеспечение деятельности мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту.

1.         Обеспечение равного материально-технического обеспечения мировых судей в РФ, либо из федерального бюджета, либо из бюджета субъектов РФ с установлением единых федеральных нормативов.

2.         Возложение обязанности по организационному обеспечению мировых судей на управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

3.         Количество работников аппарата мировых судей — не менее трех человек, предоставив мировому судье право назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2.         Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей. — [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2006. — № 11. — С. 40–48.

3.         Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей.- [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

4.         Даниелян, Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы. — [Текст] / Д. Р. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — № 6. — С. 26–28.

5.         Дорошков, В. В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2009. — 320 с.

6.         Колоколов, Н.А., Павликов, С. Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве [Текст] / Н. А. Колоколов, С. Г. Павликов. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 250 с.

7.         Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. д-р юрид. наук В. П. Кашепов. — М.: Юриспруденция, 2011. — 102с.

8.         Сведения о среднемесячной нагрузке по рассмотрению дел судебными участками мировых судей за 12 месяцев 2013 года // http://usd.hbr.sudrf.ru

Источник: https://moluch.ru/archive/87/16675/

Мировой суд: порядок формирования, состав и полномочия

Структура мирового суда рф

В соответствии со ст. 28 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации” и законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей определен ст. 6, 7 закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Компетенция мирового судьи

В соответствии со ст. 3 закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

дела об определении порядка пользования имуществом;

дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме дел, перечисленных выше, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Источник: https://cyberpedia.su/3xf656.html

Мировые судьи, общая характеристика, подсудность, организация работы

Структура мирового суда рф

Положения о Мировых судьях закреплены в ФКЗ «О судебной системе РФ», в Ст.28.:

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Общая характеристика:

Формирование мировых судов в России осуществляется на основании ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». Главными целями их создания являются необходимость уменьшения нагрузки на судей районного звена, дебюрократизация судебной системы, приближение органов судебной власти к интересам населения.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ «О мировых судьях»).

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации в пределах судебных участков (ст. 1,4 ФЗ «О мировых судьях»).
К мировым судьям предъявляются достаточно высокие требования.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Подсудность:

Ст.3. Компетенция мирового судьи:

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой Ст.31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Организация работы мирового судьи:

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и иными федеральными законами.

Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Источник: https://studopedia.ru/19_93431_mirovie-sudi-obshchaya-harakteristika-podsudnost-organizatsiya-raboti.html

Мировые судьи в России :

Структура мирового суда рф

Мировая юстиция в России
История мировой юстиции в России

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований.

Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII – начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России.

Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть “Учреждений управления Российской Империей”, где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

https://www.youtube.com/watch?v=ThI3KF9Z9Wo

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы “Судебные уставы”, которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды – мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи – возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование “неопороченности” (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) – обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием.

Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе.

Ему вменялось в обязанность “просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли”.

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;

2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. иски о личных обидах и оскорблениях;

4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума.

В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном – инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией.

Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей.

Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах.

В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.

В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации”, которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам “Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. – М.:Издательство БЕК, 2002.)

 

Источник: http://old.mos-sud.ru/courtsrf/

Состав и структура мирового суда РФ

Структура мирового суда рф

– рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;

– рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

– контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

– обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;

– обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу. Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции, но законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции.

24. ПОЛНОМОЧИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РФ

Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК.

Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Мировой судья – это низшее должностное лицо судебной системы, назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Указанный Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока.

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела: 1)о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ.

В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

25. СУДЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СИСТЕМЫ ОБЩИХ (ГРАЖДАНСКИХ) СУДОВ: СОСТАВ И ПОЛНОМОЧИЯ

Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно.

В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые подсудны районному суду.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.

Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов.

Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий.

Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат судов.

Источник: https://gphml5.com/sostav-i-struktura-mirovogo-suda-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть